7. АРП Рисование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к АООП НОО,
утвержденной приказом по школе
от 01.09.2023г № 220

УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 028.08.2024г №163

ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)

ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
вариант 8.3
по предмету «Рисование (изобразительное искусство)»
Класс 1 дополнительный (2 год обучения)
Учебный год ___2024 - 2025____________
Составитель ____Л. Ф. Белоущенко________

2024
1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство»
составлена на основе:
1 . ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 г № 1599);
2. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ
Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026);
3.Адаптированной основной образовательной программой (вариант 8.3) МБОУ
Калининская школа.
Программа по рисованию предназначена обучающемуся 1 дополнительного
класса ( 2 год обучения) с РАС для реализации в условиях надомного обучения.
Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» рассчитан на очную форму обучения.
В учебном плане на 2024-2025 уч. г. на изучение данного предмета в 1 дополнительном
классе (2 год обучения) выделено 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год (33
учебные недели). Из них аудиторная нагрузка составляет 1 час в неделю, 33 часа в год, и
на самостоятельную работу отводится 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год.
Цель: проектирование коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы,
максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы
по подготовке обучающегося с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на
следующую ступень получения образования.
Основной задачей при обучении изобразительной деятельности в коррекционном
классе в первую очередь является коррекция недостатков психосенсомоторного развития,
процессов мышления. По мнению Л.С. Выготского, рисунок ребёнка нужно
рассматривать в первую очередь с психологической точки зрения, как своеобразную
детскую речь и предварительную стадию письменной речи. Содействие нормальному
развитию и личностному росту ребёнка с РАС является составной частью занятий. Задачи
обучения техническим навыкам работы с различными материалами, развитие творческого
воображения являются задачами второго плана.
Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством всестороннего
развития и эффективным способом коррекции отклонений в развитии ребёнка с РАС.
Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием
ребёнка, т.к. в процессе изображения участвует не отдельная функция, а их комплекс в
целом. В процессе целенаправленной изобразительной деятельности совершенствуются
познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления,
развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные
сдвиги в выполнении умственных операций учащихся. Изобразительная деятельность
содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы,
способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним
из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.
Задачи обучения изобразительному искусству:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащегося путём
совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
-развитие у учащегося аналитико-синтетической деятельности, деятельности
сравнения и обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании,
планировании работы;
-улучшение
зрительно-двигательной
координации
путём
использования
вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного
изобразительного материала;
-формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков
рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования;
2

-развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое;
-ознакомление
с лучшими произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры;
-расширение и уточнение словарного запаса учащегося за счёт специальной
лексики, совершенствование фразовой речи;
-развитие у ребёнка художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и
самостоятельности в работе.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и
приспособлений;
знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства:
«точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
знать названия предметов, подлежащих рисованию;
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист
бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
Достаточный уровень:
знать названия некоторых художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения,
знать
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет»;
оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно);
устанавливать элементарные причинно-следственные связи между
выполняемыми действиями и их результатами
Содержание курса
Организация рабочего места. Формирование организационных умений: правильно
сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью,
красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Различение формы предметов и геометрических фигур. Различение формы предметов при
помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных
геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
называние и цветов.
Развитие мелкой моторики руки. Формирование представлений детей о движении руки
при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою
педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки;
формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение),
прекращения движения в нужной точке; направления движения..
Приемы рисования твердыми материалами (мелками, губкой, рукой, карандашом,
фломастером). Рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по
заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных);
- рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по
образцу);
3

-рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на
карандаш. Упражнения в рисовании линий.
- штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы
штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
Приемы работы красками. Точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами;
рисование ладонью;
- приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой,
трубочкой и т.п
Развитие речи . Введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их
свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.).
Обозначение словом признаков предметов («карандаш красный и длинный», «мяч
круглый, зеленый» и т.п.).
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке.
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь», и т.д. Цвета солнечного спектра
(основные).Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание
кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима).
Тематическое планирование
№
Разделы программы
п/п
1 Введение
2 Подготовительный период обучения
Обучение композиционной деятельности
Развитие восприятия цвета предметов и
формирование умения передавать его в
рисунке с помощью красок
Итого
3
4

Учебные Самостоятельное
часы
обучение
6
6
12
12

Итого
12
24

8
7

8
7

16
14

33

33

66

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».