Смысловое чтение 7 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)

Приложение
к ООП ООО,
утвержденной приказом по школе
от 25.08.2023г № 189

УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №161

ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)

ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
7 класс

Составитель: Гайдаржи Татьяна Федоровна,
учитель русского языка и литературы

2024

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для 7 класса
разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (с изменениями на 11 декабря 2020 года); основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ Калининская школа.
Согласно учебному плану МБОУ Калининская школа на 2024-2025 учебный год
внеурочная деятельность «Смысловое чтение» в 7 классе осуществляется за счёт часов,
отведенных на внеурочную деятельность. Программа рассчитана на 1 учебный год, в ней
указано общее количество часов - 17 ( из расчета 0,5 часов в неделю -34 учебные недели).
Цель курса:
- формирование читательской деятельности школьников,
-умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные
тексты.
Задачи курса: научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с
текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование
в
привычку.
Планируемые результаты
Личностные результаты
-Личностные результаты освоения рабочей программы для основного общего образования
отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
-готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека.
Патриотического воспитания:
-осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Этического воспитания:
-восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности
2

отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
-умение принимать себя и других, не осуждая;
-умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
Трудовое воспитание:
-установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
-выявлять и характеризовать существенные признаки объектов и явлений;
-с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
-самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов
Базовые исследовательские действия:
-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
-формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
-формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
Работа с информацией:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
-эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
-общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций; понимать намерения
других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать
свои возражения;
-совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей;
3

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы во внеурочной учебной деятельности, определять свою
роль.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
-самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в
различных подходах принятия решений; самостоятельно составлять алгоритм решения
учебной задачи, выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность
за решение;
-самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и
предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем:
-понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
-умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных
родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
-определение элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств
языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания текста;
-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
-восприятие на слух текстов разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие.

Содержание учебного курса
Введение. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.
Поэтический текст как источник информации. Работа с текстом: как преобразовать
текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования? Поиск комментариев,
подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на
грамотность. Позиционные задачи. Работа с не сплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы. Знакомство с НЭБ. Творческий проект.
Создание листовки, объявления.

4

Тематическое планирование

№
п/
п
1
Введение.

Наименование тем

Количество
часов
1

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.
Поэтический текст как источник информации.
Как преобразовать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего
использования? Работа с текстом.
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста,
предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

2
1
2

3

8

Работа с не сплошным текстом: информационные листы и объявления,
графики и диаграммы. Знакомство с НЭБ
Творческий проект. Создание листовки, объявления

9

Итоговое занятие

1

Итого

17

2
3
4
5
6
7

2
2

3

5

Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

Дата проведения
план

1

Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской) грамотности.

10.09

2

Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении
Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении.

24.09

4

Поэтический текст как источник информации

22.10

5

Работа с текстом: как преобразовать текстовую
информацию с учетом цели дальнейшего использования?

05.11

6

Работа с текстом. Практикум

19.11

7

03.12

8

Поиск комментариев, подтверждающих основную
мысль текста, предложенного для анализа.
Поиск комментариев, подтверждающих основную
мысль текста, предложенного для анализа.
Практикум

9

Типы задач на грамотность

21.01

10

Позиционные задачи.

04.02

11

Работа с не сплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы.
Работа с не сплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы

18.02

13

Знакомство с НЭБ

08.04

14

Творческий проект. Создание листовки

22.04

15

Творческий проект. Создание объявления

06.05

16

Защита творческих проектов

20.05

17

Итоговое занятие.

20.05

3

12

факт

08.10

17.12

04.03

объедин тем

6

Вывод (по итогам года):
Дата:
Дата:

Причина
корректировки

Дата
проведения по
факту

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Лист корректировки рабочей программы
Корректирую Основания
щие
для
мероприятия коррекции

Подпись(учитель):
Подпись(зам.директора по УВР):

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».