1. Говорите с ребёнком о том, что его интересует.
2. Задавайте вопросы, стимулирующие наблюдение и
познавание, требующие ответов в форме
предложений, а не просто однозначного «да» или «нет». Говорение и слушание способствуют выработке навыков чтения
и письма.
3. Выслушивайте вопросы ребёнка и помогайте
находить ответы. Учите ребёнка самостоятельно искать
информацию, используя книги и компьютер.
4. Говорите с ребёнком,
употребляя множество различных
слов. Объясняйте неизвестные ему слова. Это концентрирует внимание ребёнка и
обогащает словарный запас.
5. Расширяйте кругозор ребёнка: водите его в
зоопарки, библиотеки, музеи, на спортивные
и культурные мероприятия. Посещайте встречи с любимыми писателями в библиотеках, книжных магазинах, местных
центрах и на праздниках книги. Обсуждайте свои впечатления.
6. Читайте ребёнку регулярно! Если читать
ребенку по 10 минут ежедневно, то от момента
рождения до поступления в школу он проведёт 3 000 часов, слушая книги. Даже когда ребёнок научится читать
самостоятельно, продолжайте чтение вслух, чтобы это занятие стало важной составляющей его каждодневного
существования и служило укреплению навыков грамотности.
7. Покажите ребёнку, как использовать язык в
повседневной жизни. Научите его читать меню,
находить полезные веб-сайты, писать письма с выражением благодарности или собственной точки зрения по интересующей его теме.
8. Принимайте участие в школьной жизни ребёнка, не
пропуская ни единой возможности.
Делясь своими рассказами, культурными традициями и знаниями, вы дарите знания всем детям, а своему ребёнку
демонстрируете заинтересованность в его учёбе.
9. Приучайте ребёнка читать произведения разных
жанров: рассказы, биографии, стихи и информационные книги по интересующим его темам.
10. Просматривайте и загружайте на свой компьютер
или портативное устройство книги из библиотеки. Это могут быть книги различных
форматов (аудиокниги или электронные).
11. Побуждайте ребёнка использовать свои навыки
грамотности для помощи другим. К примеру,
он может почитать вслух младшим братьям и сёстрам или людям преклонного возраста, а также написать письмо,
записать телефонное сообщение или составить список продуктов для похода
в магазин.
12. Помогайте ребёнку строить планы на будущее и
объясняйте, как грамотность способствует достижению важных целей.
13. Говорите и читайте на родном языке. Это укрепит
навыки грамотности ребёнка на обоих
языках: родном и русском. Рассказывайте семейные истории ребёнку и просите его поделиться своими историями. И ваша семья
пойдёт вперёд по пути овладения грамотностью. Если ребёнок отстаёт по чтению… Не волнуйтесь! Иногда чтение
даётся детям с трудом, и они нуждаются в помощи. Вот что можно
делать дома:
14. Продолжайте читать ему вслух. Пусть чтение
станет систематическим и увлекательным
семейным делом. Взрослые, регулярно читающие книги, журналы или газеты
будут служить ребёнку примером для подражания.
15. Приучайте ребёнка читать дома. Отведите
специальное время и место для чтения и предложите интересные книги и журналы. Чем больше подростки читают, тем лучше это у них получается.
16. Помогите ему подобрать в школьной или публичной библиотеке различные издания: аудио-книги, романы, электронные книги,
информационные публикации, журналы, комиксы,
графические новеллы и детские
книги.
17. Поговорите с учителями, чтобы выяснить, что требуется от ребёнка в школе.
18. Узнайте у учителя, директора школы или координатора
по работе с родителями о репетиторстве и других видах дополнительной помощи,
предоставляемых школой после
занятий.
19. Предложите ребёнку богато иллюстрированные книжки.
20. Советуйте ребёнку читать
произведения разных жанров:
стихи, рассказы, биографии, мемуары, эссе и исторические и современные романы.