Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к АООП НОО,
утвержденной приказом по школе
от 01.09.2023г № 220
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №163
ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)
ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
вариант 8.3
по предмету «Адаптивная физическая культура»
Класс 1 дополнительный (2 год обучения)
Учебный год ___2024 - 2025____________
Составитель ____Л. Ф. Белоущенко________
2024
1
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Адаптивная физическая культура » составлена на
основе:
1 . ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 г № 1599);
2. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минпросвещения России от
24 ноября 2022 г. № 1026);
3.Адаптированной основной образовательной программой (вариант 8.3) МБОУ Калининская
школа.
Программа по предмету «Адаптивная физическая культура » предназначена обучающемуся
1 дополнительного класса (2 год обучения) с РАС для реализации в условиях надомного
обучения.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса
обучающихся с РАС. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционноразвивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и
реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным,
эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой
категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает
положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в
общество.
Предмет «Адаптивная физическая культура » рассчитан на очную форму обучения. В учебном
плане на 2024-2025 учебный год на изучение данного предмета в 1 дополнительном классе (2 год
обучения) выделено 3 часа в неделю, что составляет 99 часов в год (33 учебные недели). Из них
аудиторная нагрузка составляет 1,5 часа в неделю, 50 часов в год, и на самостоятельную работу
отводится 1,5 часа в неделю, что составляет 49 часов в год.
Цель реализации программ по предмету «Адаптивная физическая культура» – обеспечение
овладения обучающимися с РАС необходимым уровнем подготовки в области физической
культуры, совершенствование двигательной деятельности обучающихся, повышение
функциональных возможностей основных систем организма.
Основные задачи адаптивной физической культуры для обучающихся, имеющих РАС:
- укрепление здоровья, закаливание организма, формирование осанки и коррекция ее
нарушений;
- развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков, навыков
основных движений (бег, ходьба, метание, прыжки, лазание и другие);
- совершенствование основных физических способностей (силовых, скоростных,
выносливости, координационных, включая способность к статическому и динамическому
равновесию);
- профилактика и коррекция нарушений физического и психомоторного развития;
- воспитание базовых гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- развитие физической работоспособности;
- воспитание познавательных интересов, знакомство детей доступными теоретическими
сведениями по физической культуре;
- воспитание интереса к занятиям физической культурой;
- формирование потребности в систематических занятиях физической культурой;
- воспитание нравственных, моральным и волевых качеств (включая смелость, упорство в
достижении цели), формирование навыков этикета и культурного поведения.
2
Образовательный процесс на уроках АФК имеет коррекционный характер. Его содержание
обусловлено особенностями психофизического развития обучающихся с РАС. Он базируется на
общедидактических и специальных принципах адаптивной физической культуры. Основными
подходами реализации Программы являются:
− программно-целевой, который предполагает создание единой системы планирования и
своевременного внесения корректив в планы;
− комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса.
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты АООП по физической культуре включают освоение
обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и
навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной
категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по физической культуре определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-
выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять;
выполнять несложные упражнения по словесной инструкции при выполнении строевых
команд;
принимать правильную осанку; ходить в различном темпе с различными исходными
положениями;
взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов
соревнований; участвовать в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
-
-
практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и
др. видов физической культуры;
владеть комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнять основные двигательные действия в соответствии с заданием учителя: бег,
ходьба, прыжки и др.;
принимают активное участие в подвижных играх и эстафетах со сверстниками;
узнавать различный спортивный инвентарь в основных видах двигательной активности и
уметь их применять в практической деятельности;
соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Личностные результаты включают овладение обучающимися начальными навыками
3
адаптации в окружающем мире, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение физического и психического здоровья, социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге,
составляют основу этих результатов.
Основное содержание учебного предмета
Программой предусмотрены следующие виды работы:
- беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья
-
и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
- выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную
инструкцию учителя;
самостоятельное выполнение упражнений;
- занятия в тренирующем режиме;
- развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики,
формирование двигательных умений и навыков через ознакомление с элементами
спортивных и подвижных игр.
Разделы курса
Знания о физической
культуре
Тема
Правила поведения на уроках физической культуры
(техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Физическая
нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка.
Физические качества. Понятия о предварительной и
исполнительной командах. Предупреждение травм во время
занятий.
4
Гимнастика
Теоретические сведения.
Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о
гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения
на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг.
Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.
Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе. Развитие
двигательных способностей и физических качеств с
помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения
без
предметов
(коррегирующие
общеразвивающие упражнения):
- основные положения и движения рук, ног, головы,
туловища;
- упражнения для расслабления мышц;
и
- упражнения для мышц шеи;
- упражнения для укрепления мышц спины и живота;
- упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса;
- упражнения для мышц ног;
- упражнения на дыхание;
- упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев;
- упражнения для формирования правильной осанки;
- упражнения для укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
- с гимнастическими палками;
- с флажками;
- с малыми обручами;
- с малыми мячами;
- с большим мячом;
- с набивными мячами (вес 2 кг);
- упражнения на равновесие;
- лазанье и перелезание;
- упражнения для развития пространственно-временной
дифференцировки и точности движений;
- переноска грузов и передача предметов;
- прыжки.
5
Легкая атлетика
Теоретические сведения.
Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и
метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики.
Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с
правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление
учащихся с правильным положением тела во время
выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Развитие
двигательных способностей и физических качеств
средствами легкой атлетики.
Практический
материал.
Ходьба. Бег. Прыжки. Метание.
Игры
Теоретические сведения.
Элементарные сведения о правилах игр и поведении во
время игр. Правила игр. Элементарные игровые техникотактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие
с партнером, командой и соперником). Элементарные
сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча,
передача, броски, удары по мячу.
Практический материал.
Подвижные игры:
- Коррекционные игры
- Игры с бегом;
- Игры с прыжками;
- Игры с лазанием;
- Игры с метанием и ловлей мяча;
- Игры с построениями и перестроениями;
- Игры с элементами общеразвивающих упражнений;
- Игры с бросанием, ловлей, метанием.
6
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела
Количество часов
Занятия с
учителем
Самостоятельная
работа
I. Знания об адаптивной физической культуре
1
Физическая культура как система занятий
физическими упражнениями по
укреплению здоровья человека.
2
Физические упражнения, их влияние на
физическое развитие
В процессе
обучения
В процессе
обучения
В процессе
обучения
В процессе
обучения
II. Способы физкультурной деятельности
3
Самостоятельные занятия.
В процессе
обучения
В процессе
обучения
4
Самостоятельные игры и развлечения.
В процессе
обучения
В процессе
обучения
5
Физкультурно-оздоровительная
деятельность.
В процессе
обучения
В процессе
обучения
III. Физическое совершенствование
6
Гимнастика с основами акробатики
14
14
7
Легкая атлетика
15
15
8
Подвижные и спортивные игры
21
20
Итого
50
49
7