Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к АООП НОО,
утвержденной приказом по школе
от 01.09.2023г № 220
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №163
ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)
ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
вариант 8.3
по предмету «Ручной труд»
Класс 1 дополнительный (2 год обучения)
Учебный год ___2024 - 2025____________
Составитель ____Л. Ф. Белоущенко________
2024
1
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» составлена на основе:
1 . ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 г № 1599);
2. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минпросвещения
России от 24 ноября 2022 г. № 1026);
3.Адаптированной основной образовательной программой (вариант 8.3) МБОУ
Калининская школа.
Программа адаптирована для учащегося с РАС с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью
общего образования ребенка с РАС.
Содержание курса «Ручной труд» как учебного предмета на I этапе обучения
(дополнительный первый класс 2 год обучения) представлено в ФООП следующими
разделами: работа с пластилином/глиной, работа с природными материалами, работа с
бумагой, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с
металлом, комбинированные работы. Учебный материал, в предложенных разделах,
располагается «от простого к сложному» и, в достаточной степени, представляет основы
ручного труда необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих
ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной
жизни в современном обществе.
Программа по предмету «Ручной труд» предназначена обучающемуся первого
дополнительного класса ( 2год обучения) (вариант 8.3) для реализации в условиях надомного
обучения.
Предмет «Ручной труд» рассчитан на очную форму обучения. В учебном плане на 20232024 уч. г. на изучение данного предмета в 1 дополнительном классе выделено 2 часа в
неделю,
что составляет 66 часов в год (33 учебные недели). Из них аудиторная нагрузка
составляет 1 час в неделю, 33 часа в год, и на самостоятельную работу отводится 1 час в
неделю, что составляет 33 часа в год.
Цели и задачи курса
Цель изучения данного предмета на I этапе обучения (дополнительный первый класс
– 1 год обучения) заключается во всестороннем развитии личности учащегося в процессе
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному
обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных
возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и
достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В 1 дополнительном классе (1 год обучения) изучение предмета «Ручной труд»,
призвано решить следующие задачи:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
2
формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов;
развитие умственной деятельности;
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью;
формирование
информационной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств
личности.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития
обучающегося с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации
обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанника, в
соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального
подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм
деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности,
использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности,
использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов,
большого количества наглядности. Модель учащегося, поступившего в 1 дополнительный
класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка.
Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный
уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней
гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.
Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет
простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.
Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное
изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой
инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш. Художественнодеятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры
организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу,
принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем
взрослого.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Предметные результаты
Минимальный уровень:
выполнение простых инструкций учителя;
знание элементарных правил организации рабочего места;
знание основных цветов указанных материалов, названия материалов, используемых для
выполнения поделок (пластилин, бумага, природный материал, картон);
умение дифференцировать операции при работе с материалами (пластилин – лепят, бумага –
сгибают);
Достаточный уровень:
выполнение простых инструкций учителя;
знание элементарных правил рациональной организации труда;
умение соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;
знание названий некоторых материалов и объектов работ;
3
умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий;
оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
выполнять элементарные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения.
Личностные результаты
развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и
учеников класса, сотрудничество с учителем в разнообразных видах деятельности;
развитие мотивации к обучению;
развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном
окружении (классе, школе);
готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с другими детьми и
учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться к людям.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой,
учебной).
Познавательные учебные действия:
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных
особенностей обучающегося.
Содержание учебного предмета
Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Лепка из
пластилина. Приемы работ. Организация рабочего места.
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые при работе с природными материалами. Организация рабочего
места
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона
4
Элементарные сведения о бумаге. Инструменты и материалы для работы с бумагой и
картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой.
Виды работы с бумагой и картоном: разметка бумаги, экономная разметка бумаги.
Приемы разметки:
- понятие «шаблон»;
- правила обращения с ножницами;
- обрывание бумаги;
- складывание фигурок из бумаги (оригами);
- сминание и скатывание бумаги в ладонях;
- конструирование из бумаги и картона;
- соединение деталей изделия.
Работа с алюминиевой фольгой.
Тематическое планирование
№
п/п
Кол-во часов
Раздел
Занятия с
учителем
6
3
Самостоятельная
работа
6
3
1
2
Работа с пластилином
Работа с природными материалами
3
Картонажно-переплетные работы
1
1
4
5
Работа с бумагой
Работа с металлом
22
1
33
22
1
33
Итого
5