Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к АООП НОО,
утвержденной приказом по школе
от 01.09.2023г № 220
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №163
ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)
ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
вариант 8.3
по предмету «Музыка»
Класс 1 дополнительный (2 год обучения)
Учебный год ___2024 - 2025____________
Составитель ____Л. Ф. Белоущенко________
2024
1
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе:
1 . ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 г № 1599);
2. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минпросвещения
России от 24 ноября 2022 г. № 1026);
3.Адаптированной основной образовательной программой (вариант 8.3) МБОУ Калининская
школа.
Учебный предмет «Музыка» включён в обязательную часть образовательной области
«Музыка» учебного плана для учащихся с РАС.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности
при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных
навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и
навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Очень важно в
коррекционной работе использовать характерные, образные, по возможности, яркие
распевки, песенки, отрывки музыкальных произведений, которые могли бы, воздействуя на
аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся
мышление, воля, мотивация. Необходимо учитывать наличие образного содержания, что
соответствует соблюдению принципа художественности. Музыка для слушания отличается:
четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической
гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных,
танцевальных, звукоподражательных элементов.
Важно также сохранить привычную для детей с РАС последовательность смены
деятельности в структуре урока. Повторяемость музыкальных произведений отвечает
принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с РАС
ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию
средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению
уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков,
совершенствованию собственного музыкального опыта.
Представленные в рабочей программе песни и распевки могут быть при необходимости
дополнены нотными примерами аналогичного уровня сложности. Существенной частью
уроков музыки являются музыкально – ритмические движения, музыкальные игры и
простые танцевальные движения, корректирующие отклонения в развитии общей моторики
детей с РАС. Все получаемые детьми с различными синдромами аутизма на уроках музыки
знания, умения и навыки дают им собственный нравственный и эстетический опыт,
являющийся практически значимым для их социальной адаптации и реабилитации.
Музыка в образовательном учреждении является неотъемлемой частью предметов
эстетического цикла, таких как литературное чтение, изобразительное искусство, ритмика.
Специфика начального курса предмета музыка заключается в его тесной взаимосвязи с
некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен
способствует приобретению навыков устной речи, правильная артикуляция звуков и слогов,
техника развития певческого дыхания способствует развитию дикции ребёнка.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от
индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень
предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований,
минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Цель: обучения музыке детей с РАС является приобщение их к основам музыкальной
культуры, как неотъемлемой части духовной культуры в целом, для их социальной
реабилитации и адаптации в современном обществе.
2
Основы музыкальной культуры обучающихся с РАС – интегративное понятие,
предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для
занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с незначительными
музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к
профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация;
основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний
эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной
деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание
содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное
звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Задачи:
− формирование доступных музыкальных знаний и умений
− формирование стремления и привычки к слушанию музыки
− развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий
музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные
процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма,
звуковысотный слух и др.);
− обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники,
обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к
Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в
урочной, так и во внеурочной деятельности;
− реализация
психокоррекционных
и
психотерапевтических
возможностей
музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся неадекватных форм
поведения, снятия эмоционального напряжения
− коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально
– волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактики
социальной дезадаптации.
Программа по музыке предназначена обучающемуся 1 дополнительного класса ( 2 год
обучения) с расстройствами аутистического спектра для реализации в условиях
надомного обучения.
Предмет «Музыка» рассчитан на очную форму обучения. В учебном плане на 2024-2025
учебный год на изучение данного предмета в 1 дополнительном классе ( 2 год обучения)
выделено 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год (33 учебные недели). Из них
аудиторная нагрузка составляет 1 час в неделю, 33 часа в год, и на самостоятельную
работу отводится 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год.
Продолжительность урока музыки в 1 дополнительном классе - 35мин.
Планируемые результаты изучения курса
Освоение обучающимся рабочей программы, предполагает достижение им двух видов
результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты рабочей программы по музыке включают освоение обучающимся с
РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и
готовность их применения.
3
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
− определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных
Программой;
− наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и
их звучании (труба, гармонь, гитара);
− пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструментальным
сопровождением;
− наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки
− различие вступления, окончания песни
Достаточный уровень:
− определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных
Программой
− самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения
− одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать друг друга,
прислушиваться друг к другу;
− правильное формирование при пении гласных звуков;
− наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их
звучании (гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные ложки);
− различение разнообразных по характеру и звучанию песней
− различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец
Личностные результаты:
1) формирование образа себя, осознание себя как ученика
2) развитие элементарных представлений об окружающем мире;
3) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
5) формирование этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей
Содержание учебного предмета в 1 дополнительном классе
№
Раздел
Содержание курса
п/п
1.
Хоровое пение Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкальное
прощание»
Разучивание песен про игрушки (рыбка, котик, Петрушка, зайчик) с
использованием дидактического материала
Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га,
мяу)
Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном
сопровождении
Формирование навыков пения кантилены с помощью работы над
элементарными дыхательными упражнениями: «надуться как шарик»,
4
2.
Восприятие
музыки
(элементы
музыкальной
грамоты)
3.
Игра на
инструментах
детского
шумового
оркестра
4.
Музыкально –
ритмические
движения
«подуть на свечу», «погреть ладошку дыханием»
Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи
«логопедических жестов»
Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя
Развитие умения слушать вступление и правильно начинать пение
вместе с педагогом, прислушиваться к пению одноклассников на
примере разучиваемых песен
Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать новые
короткие песенки
Знакомые попевки различать при выборе из двух
Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть
музыкального произведения.
Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная, марш.
Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.
Ознакомление с темпами в музыке: быстро, медленно.
Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов,
эмоциональному восприятию музыки: « стук дождя» (барабаны),
шорох листьев» (тамбурины), «звон капели» (треугольник)
Формирование у детей предпосылок к общению со сверстниками:
один ребёнок стучит, другие слушают.
Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных
инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, треугольник,
барабан
Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный или
четырёхдольный размер с первой сильной долей
Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные
коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны
Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»),
металлофоны, круговые трещётки, рубель
Формирование навыка построения в круг
Движения в кругу:
• Хоровод спокойным шагом
• Быстрый шаг по кругу со сменой направления
• Выставление ноги на пятку, на носок
• Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу
• Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки
5
№ п/п
Тематическое планирование
Наименование раздела
Количество часов
1
Хоровое пение
2
Восприятие
музыки
музыкальной грамоты)
3
Игра на инструментах детского
шумового оркестра.
4
(элементы
Музыкально – ритмические движения.
Всего
Занятия с
учителем
Самостоятельная
работа
13
13
7
7
5
5
8
8
33
33
6