3. АРП Речевая практика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к АООП НОО,
утвержденной приказом по школе
от 01.09.2023г № 220

УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №163

ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)

ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
вариант 8.3
по предмету «Речевая практика»

Класс 1 дополнительный (2 год обучения)
Учебный год ___2024 - 2025____________
Составитель ____Л. Ф. Белоущенко________

2024

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена на основе:
1 . ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 г № 1599);
2. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ
Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026);
3.Адаптированной основной образовательной программой (вариант 8.3) МБОУ
Калининская школа.
Программа адаптирована для учащегося с РАС с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
На изучение предмета «Речевая практика» в 1 дополнительном классе (2 год обучения)
отводится 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (1,5 часа-очное обучение, 1,5 часа самообразование), (33 учебные недели).
Цель обучения речевой практики у обучающихся с РАС – формирование и развитие
элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях,
их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи обучения:
- совершенствование речевого опыта;
- коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
- формирование выразительной стороны речи;
- формирование и развитие устной коммуникации;
- обучение построению элементарных устных связных высказываний;
- воспитание культуры речевого общения.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально
организованными режимными моментами;
- способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа);
- готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей
действительностью.
Коммуникативные учебные действия:
-вступать в контакт и поддерживать его ( учитель-ученик);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды;
- конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.
Регулятивные учебные действия:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности.
Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
- наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.

Личностные результаты
•

развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие
учителя и учеников класса, взаимодействие с ними ;

•

развитие мотивации к обучению;

•

развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

•

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве школьной и домашней жизни), умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела;

•

владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;

•

развитие положительных свойств и качеств личности;

•

готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Предметные результаты
Минимальный уровень
•

выполнять простые инструкции учителя;

•

выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;

•

отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

•

применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать
свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

•

использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

Достаточный уровень
•

выполнять простые инструкции учителя;

•

выбирать картинку, соответствующую слову;

•

отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

•

знать и применять элементарные правила речевого общения;

•

уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные
сведения о себе – имя, домашний адрес);

•

участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

•

выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или
анализ речевой ситуации;

•

понимать содержание небольших по объёму сказок, рассказов, детских теле- и
радиопередач; отвечать на простые вопросы по их содержанию;

•

использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

•

принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых ситуаций;

•

воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинносимволический план.

Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань
книгу».
Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3
слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: «Жа-жа-жа — есть иголки у
ежа»; «Ша-ша-ша — мама моет малыша»; «Тра-тра-тра — мы проспали до утра»; «Трутру-тру — со скамейки пыль сотру».
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного
аппарата.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы
детских песен.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов.
Разучивание детских стихотворений.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса
учителя (по подражанию).
Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое.
Общение и его значение в жизни
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут…, а тебя?».
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Организация речевого общения
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формула «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и
их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность
за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»).
Замечание, извинение. Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
№

Разделы курса

1.

Аудирование и
понимание речи
Дикция и
выразительность

2.

Темы

Выполнение простых устных инструкций учителя, словесный
отчет о выполненных действиях.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного физиологического дыхания. Использование

3.
4.

речи
Общение и его
значение в жизни
Организация
речевого
общения

мимики и жестов в общении.
Речевое и неречевое общение.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение
по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам. Знакомство, представление,
приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Это …».
Приветствие и прощание. Формулы «здравствуй», «до
свидания». Жесты приветствия и прощания.
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по
парте на уроке или на перемене.
Благодарность. Формулы «спасибо», «пожалуйста».
Замечание, извинение. Правильная реакция на замечания.
Формулы «извините, простите» без обращения.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику,
взрослому, используя жесты, сопряженно с действиями
взрослого.
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой
ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о
теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на
вопросы и формулирование вопросов учителю,
одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме
ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации.
Уточнение ролей, сюжета игры, его
вариативности. Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного
монологического) по теме ситуации.
Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов
Занятия с
учителем

Самостоятельная
работа

Всего

1

Аудирование и понимание речи

8

8

16

2

Дикция и выразительность речи

7

7

14

3

Общение и его значение в жизни

7

7

14

4

Организация речевого общения

28

27

55

50

49

99

Всего


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».