Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к АООП НОО,
утвержденной приказом по школе
от 01.09.2023г № 220
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №163
ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)
ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
вариант 8.3
по предмету «Чтение »
Класс 1 дополнительный (2 год обучения)
Учебный год ___2024 - 2025____________
Составитель ____Л. Ф. Белоущенко________
2024
1
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе:
1 . ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 г № 1599);
2. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минпросвещения России
от 24 ноября 2022 г. № 1026);
3.Адаптированной основной образовательной программой (вариант 8.3) МБОУ Калининская
школа.
Программа адаптирована для учащегося с РАС с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Обучение чтению детей с РАС представляет большую проблему вследствие
специфических особенностей развития:
− выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с
окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от
внешнего мира;
− особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального
реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления
негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
− боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей
обстановки;
− ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
− специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на
бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи
(разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с
недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или
отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи,
низкая речевая активность;
− низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной
ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности
при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных
навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и
навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Учебный предмет «Чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с
помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех
предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями
аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не
только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир–
мир людей и природы).
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика».
Программа по предмету «Чтение» предназначена обучающемуся 1 дополнительного
класса (2 год обучения) (вариант 8.3) для реализации в условиях надомного обучения.
2
Предмет «Чтение» рассчитан на очную форму обучения. В учебном плане на 2024-2025 уч. г. на
изучение данного предмета в 1 дополнительном классе (2 год обучения) выделено 2 часа в
неделю,
что составляет 66 часов в год (33 учебные недели). Из них аудиторная нагрузка
составляет 1 час в неделю, 33 часа в год, и на самостоятельную работу отводится тоже 1 час
в неделю, что составляет 33 часа в год.
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в
1 дополнительном классе является формирование коммуникативной и личностной готовности
обучающегося с РАС к школьному обучению, подготовку обучающегося к усвоению
элементарных навыков чтения и письма.
В 1 дополнительном классе изучение предмета «Чтение» призвано решить
следующие задачи:
— уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
— формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
— коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
— формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
— развитие навыков устной коммуникации;
— формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На уроках чтения в этот период ведется работа по подготовке учащихся к овладению
первоначальными навыками чтения, формированию общеречевых навыков, по развитию
слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной
ориентировки. В результате этой работы у обучающихся формируется умение выделять
некоторые звуки, определять их место, наличие или отсутствие на фоне полного слова, что
позволяет познакомить их с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются
условия, обеспечивающие освоение обучающимися позиционным слоговым чтением, которое
будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1- м классе.
Содержание учебного предмета «Чтение» в дополнительном 1 классе разделено на
добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами:
1) подготовка к усвоению грамоты, включающем развитие слухового внимания,
фонематического слуха, дыхательную гимнастику и артикуляционные упражнения, работу над
звукопроизношением, речевое развитие; 2) подготовка к усвоению первоначальных навыков
чтения: Букварный период представлен разделом: обучение грамоте (1 этап). Начало изучения
звуков и букв в 1 дополнительном классе позволяет увеличить продолжительность
букварного периода обучения грамоте, что создает условия для освоения обучающимися
слогового чтения, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1-м
классе.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-дифференцировать два-три цвета;
- по образцу и с помощью учителя выкладывать простейшие изображения предметов
из геометрических фигур, полосок;
- различать кто как голос подает, имитировать голоса;
3
- составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью
учителя;
- выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условнографическую схему;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- читать двухзвуковые слоги и слова из изученных букв.
Достаточный уровень:
−дифференцировать шесть основных цветов, называя их;
- выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок по
образцу;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
-определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условнографическую схему предложения;
- делить слова на слоги;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- составлять и читать слоги и слова (по слогам) из изученных букв;
- четко и выразительно произносить короткие стихотворения, потешки, чистоговорки,
заученные с голоса учителя.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные
повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
4
Содержание учебного предмета
Разделы курса
Темы
Подготовка к усвоению Развитие зрительных и пространственных восприятий. Различение и
грамоты
называние основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый,
белый, черный). Составление из цветных полосок по образцу
буквенных знаков печатного шрифта (А, У, О, М, С, Х) без их
называния.
Подбор
одинаковых
геометрических
фигур
(круг,
квадрат,
треугольник) разных по цвету или величине. Составление из
геометрических фигур по образцу схематических изображений
предметов.
Выработка умения показывать и называть предметы (2-3) и их
изображения в заданном порядке слева направо.
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (3-4) по
цвету, форме или величине.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Различение звуков окружающей действительности. Кто и как голос
подает? Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений,
с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры
с движениями, направленные на восприятие звуков речи. Выделение
первого звука в слове. Умение выделять нужный звук в слове.
Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения. Вдохвыдох. Пропевание гласных на выдохе. Поддувание ватных
шариков,
бумажных
корабликов,
самолетиков,
султанчиков и др. Артикуляционная гимнастика: статические и
динамические упражнения для губ, щек, языка (надуть
щёки, губы трубочкой, овалом, улыбнуться, язык лопаткой,
5
жалом, вверх, вниз, облизать губы и др.).
Работа над звукопроизношением.
Артикуляционные упражнения на развитие, уточнение и
совершенствование движения и положения основных органов
речи,
участвующих
в
образовании
отдельных
звуков.
Отработка произвольного произношения звуков:
- простых по артикуляции согласных: губно-губных (м, б, п);
губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т), заднеязычных
(к, г, х);
- гласных и некоторых согласных как опоры для постановки
сложных по артикуляции звуков (и, о, у, в, ф, т, д, н);
- отработка трудных для произношения звуков - шипящих,
сонорных,- после их постановки и автоматизации на
логопедических занятиях.
Упражнения на закрепление правильного произношения
звуков в речи: качаем куклу а-а-а, еж фыркает ф-ф-ф,
напевание строчек из народных колыбельных, песен (баюбаю-баю, куколку качаю; та-та-та, та-та-та, мы везем с собой
кота и др.); проговаривание четверостиший, фраз, в которых
повторяется определенный звук.
Речевое развитие:
Понимание
обращенной
речи.
Выполнение
несложных
словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет
слов, относящихся к различным грамматическим категориям.
Активизация
словаря.
Составление
простых
нераспространенных предложений (из 2-3 слов) на основе
различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной
картинки, наблюдению и т. д.).
Подготовка к усвоению
Элементарный
звуковой
первоначальных навыков
произносительной стороны
чтения
первоначальных
анализ.
Совершенствование
речи. Формирование
языковых
понятий:
«слово»,
«предложение», часть слова − «слог», «звуки гласные и
согласные». Деление слов на части.
6
Букварный период.
1 этап
Обучение грамоте
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и
отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в
начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими
буквами. Определение их местоположения в словах (в
начале). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа,
ам, ум и др.) Образование и чтение открытых и закрытых
двухзвуковых слогов. Образование и чтение простых слов из
изученных слоговых структур.
Тематическое планирование
№
п/
п
1 класс (дополнительный) второго года обучения
Тема
Количество часов
Занятия с
учителем
1
1.1
Подготовка к усвоению грамоты
Подготовка к усвоению первоначальных
навыков чтения.
1.2
1.3
5
6
7
8
9
Самостоятельная
работа
18
7
18
7
Вычленение звука из слова.
Выделение отдельных звуков из слов,
правильная и отчетливая артикуляция их.
6
5
6
5
Букварный период. Обучение грамоте
Изучение звуков и букв: А, О, У.
Изучение звуков и букв: М, Н, Х, С.
Формирование умения составлять
предложения.
Всего:
15
6
6
3
15
6
6
3
33
33
7
8
9