1. АРП Русский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к АООП НОО,
утвержденной приказом по школе
от 01.09.2023г № 220

УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №163

ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)

ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
вариант 8.3
по предмету «Русский язык»

Класс 1 дополнительный (2 год обучения)
Учебный год ___2024 - 2025____________
Составитель ____Л. Ф. Белоущенко________

2024
1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе:
1 . ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 г №
1599);
2. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026);
3.Адаптированной основной образовательной программой (вариант 8.3) МБОУ
Калининская школа.
На изучение предмета «Русский язык» в 1 дополнительном первом классе (2
год обучения) отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные
недели). Из них аудиторная нагрузка составляет 1 час в неделю, 33 часа в год, и на
самостоятельную работу отводится 1час в неделю, что составляет 33 часа в год.
Программа адаптирована для учащегося с РАС с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Овладение основами русского языка для учащихся с РАС представляет
большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся
такими как:
− выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в
контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками,
отгороженность от внешнего мира;
− особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность
эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие,
неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в
произвольную деятельность;
− боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности
окружающей обстановки;
− ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
− специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи
на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до
автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных
оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются
непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое
нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
− низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего
пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей
вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного
материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и
избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим
трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так
он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной
коммуникативной компетенции.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и
речевая практика». Целью изучения учебных предметов, входящих в состав
данной предметной области, в 1 дополнительном классе является формирование
2

коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному
обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и
письма.
В 1 дополнительном классе изучение предмета «Русский язык», призвано
решить
следующие задачи:

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности
-

и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

- формирование основ навыка полноценного чтения
-

художественных текстов доступных для понимания по структуре и
содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;

- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На уроках русского языка в 1 дополнительном классе (2 год обучения)
ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков
чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое
внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся
знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках
ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной
ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми
буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие
дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.
Содержание учебного предмета «Русский язык» в дополнительном 1 классе (2
год обучения) разделено на добукварный и букварный период. Добукварный
период представлен следующими разделами: 1) подготовка к усвоению грамоты,
включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения,
подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие
2) обучение грамоте представлено букварным периодом.
Начало изучения букв в 1 дополнительном классе позволяет увеличить
продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает
условия для более успешного освоения письма.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение
обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений,
знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты
обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии
решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из
3

составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по русскому языку определяет два
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:

уровня

овладения

- пользоваться тетрадью;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
- обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки,
-

аналогичные буквенным знакам;
различать речевые звуки;

- составлять предложения из двух слов по действию или предметной
-

картинке с помощью учителя;
выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с
опорой на условно-графическую схему;
знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

- писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в
руке;
Достаточный уровень:
пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;

- правильно держать ручку;

- раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты,
-

рисунки, аналогичные буквенным знакам;
дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми
звуками;

- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной
картинке;

- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять
-

условно- графическую схему предложения;
делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;

- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А,
-

У, О, М, С, Х);
писать изученные буквы, слоги, слова;

Личностные
результаты
включают
овладение
обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных
результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с
ними;
4

- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение
-

социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни;
умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности.

Разделы курса
Добукварный период

Содержание учебного предмета
Темы
Развитие

зрительных

и

пространственных

восприятий

Выкладывание и называние цветных полосок/предметов
по образцу учителя. Составление из полосок схематичного
изображения

знакомых

предметов

по

образцу

учителя.

Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных
знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок
различного цвета и величины.
Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор
одинаковых фигур разного цвета или различной величины.
Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного
цвета.

Составление

из

геометрических

фигур

знакомых

предметов.
Выработка умения показывать и называть предметы, их
изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном
направлении.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из
частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу.
Развитие слухового внимания
Различие

звуков

окружающей

действительности,

их

узнавание.
Дифференциация неречевых звуков.
Имитация голосов животных, узнавание животного по
имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с
речевыми звуками.
5

Слово

Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условнографическим

изображением.

зафиксированных
предметами.

слов,

Четкое

соотнесение

различие

«Чтение»

их

с

предмета

конкретными

и

слова,

его

называющего. Называние окружающих предметов, предметов
на картинке, «запись» слов с использованием
условно-графических схем.
Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией
каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение

Практическое

знакомство

демонстрации

действий.

с

предложением

Фиксация

на

предложения

основе
условно-

графическим изображением.
Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на
ситуационную или предметную картинку. Составление схем
предложений. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложения на слова, фиксация их условнографической схемой и последующим «чтением».
Часть слова (слог)

Деление

двусложных

слов

на

части.

Выполнение

упражнений на произнесение слов по слогам.
Звук

Артикуляционная

гимнастика.

Дыхательные

упражнения.

Отработка вместе с учителем четкого и выразительного
произношения на

материале

коротких

4

стихотворений,

чистоговорок и т.д.
Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать
заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто
повторяющегося звука при акцентированном его произнесении
учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с
опорой на картинку, предмет.

6

Развитие моторных умений

Правильное расположение учебных принадлежностей при
письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации
движений кисти руки, пальцев.
Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом.
Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам.
Переключение с одного направления на другое при работе с
трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее
штриховке прямыми линиями. Формирование зрительных
эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных,
нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со
звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение
других

букв,

буквы

среди

наложение

одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по
размеру/цвету,

складывание

предъявленной

буквы

с

помощью учителя из полосок/палочек.
Букварный период

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое
произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение
их местоположения в словах (в начале). Подбор слова,
начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку,
предмет. Образование из усвоенных звуков

и

букв

слов.

Образование и чтение открытых и
закрытых двухзвуковых слогов.

7

Тематическое планирование
№

Раздел

1

3
4

Добукварный период.Слово.
Предложение. Часть слова (слог). Звук.
Развитие моторных умений.
Букварный период.
Звуки и буквы. Слово. Предложение.
Повторение.
Связная речь.

5

Письмо и чистописание.

2

Всего

Кол-во часов
Занятия с
Самостоятельная
учителем
работа
20
20

10

10

3

3

В течение всего
учебного года
В течение всего
учебного года

В течение всего учебного
года
В течение всего учебного
года

33

33

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».