РП Элективный курс, 8 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к ООП СОО,
утвержденной приказом по школе
от 25.08.2023г № 189

УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №161

ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)

ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
« Обучение написанию сочинения »
8 класс

Составитель: Бойчук Ирина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы

2024

Пояснительая записка
Рабочая программа элективного курса « Обучение написанию сочинения » в 8
классе на уровне основного общего образования подготовлена ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г
№ 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Учебный план МБОУ Калининская школа на 2024-2025 учебный год рассчитан на 34
учебные недели и предусматривает
изучение
элективного курса «Обучение
написанию сочинения » в 8 классе 1 час в неделю (34 часа) из части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Цель элективного курса: подготовить обучающихся к успешному выполнению
задания 13(13.1 – 13.3): сформировать способность к созданию письменного
высказывания на основе предложенного публицистического или художественного
текста.
В задачи данного курса входит обучение:
-способам понимания текста;
-способам выражения понимания чужого;
-способам выражения собственной позиции;
-созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста:
смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и
т.д.
-рефлексивных способностей на основе способов различения авторской позиции,
позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.
Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
-ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
-готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
-принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
2

-неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к родине
(отечеству):
-российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе россии, патриотизм, готовность к служению отечеству,
его защите;
-уважение к своему народу, чувство ответственности перед родиной, гордости за свой
край, свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа россии,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
-формирование уважения к русскому языку как государственному языку российской
федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в российской федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и
к гражданскому обществу:
-гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
-признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с конституцией российской федерации,
правовая и политическая грамотность;
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям;
-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
3

-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
-способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
россии и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
-положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
4

-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
-физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся
в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения курса:
1. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.
2. Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных
конспектов).
3. Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе реализации
исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные
стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределенности.
4. Развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
5. Играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию
собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
6. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в
процессе учебной и познавательной деятельности. 7. Корректно и аргументированно
отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически
относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в
конфликтной ситуации.
8. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Предметные результаты освоения курса:
1. Понимание ключевых проблем текста.
2. Умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из
типов речи; понимать и формулировать тему, идею текста; характеризовать его героев
сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
3. Формулирование собственного отношения к описанному; собственная
интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
5

4. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог.
5. Написание сочинений в соответствии с выбранным направлением на темы.
6. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы.
7. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний.
8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
9. Овладение различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим,
просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным
чтением про себя и вслух; учебным и самостоятельным чтением.
В результате освоения элективного курса выпускник научится:
- отбирать для текста наиболее важные события, помогающие раскрывать основную
мысль и идею текста, авторское отношение к происходящему и интересные для
адресата;
- выбирать и воплощать в тексте смысловые модели в соответствии с основной мыслью
и идеей, выбранной сферой общения и жанром;
- соотносить структуру смысловых моделей со смысловой цельностью текста;
- выбирать необходимую, ситуативно уместную схему расположения (композицию)
создаваемого текста;
- создавать каждую композиционную часть текста (вступление, основную часть,
заключение) в соответствии с требованиями, которые к ним предъявляются, а также в
соответствии с «нравственной мыслью» текста и авторским отношением к
происходящему;
- располагать материал так, чтобы интерес предполагаемого адресата к содержанию
текста не ослабевал;
- выбирать способ построения текста в соответствии с требованиями выбранной сферы
общения, функционального стиля и жанра;
- правильно использовать в речи гамматические средства оформления, особенно
деепричастия и деепричастные обороты;
- применять риторические средства выразительности в соответствии с авторскими
целевыми установками, с выбранным стилем и жанром;
- применять на практике риторические умения;
- корректировать текст в соответствии с критериями оценивания;
- владеть средствами интонационной выразительности;
- понять основную мысль текста и отследить её развитие в тексте;
- оценивать уместность использованных средств выразительности с точки зрения
действенности текста на адресата.
Выпускник получит возможность научиться :
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
-понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,уместного и
выразительного словоупотребления;
6

- опознавать различные выразительные средства языка;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных в видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
-ориентироваться в содержании текстов и понимать их целостный смысл;
- использовать полученные знания в различных ситуациях общения (на других уроках,
в повседневной деятельности, на экзаменах, при написании и защите рефератов;
-ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных заданий.
Содержание программы элективного курса
Введение
Введение. Значение курса и его задачи. Знакомство с образцами КИМов,
предназначенных для проведения письменного экзамена в формате ОГЭ.
Раздел 1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(13.1)
Структура сочинения –рассуждения на лингвистическую
тему(13.1).Критерии
оценивания задания. Работа со словариком лингвистических терминов. Отработка
навыка написания сочинения –рассуждения на лингвистическую тему. Создание
собственного текста на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.
Индивидуальная коррекция ошибок.
Раздел 2. Сочинения-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (13.2)
Структура сочинения –рассуждения по тексту(13.2) Критерии оценивания задания.
Обучение способам формулировки тезиса. Учимся формулировать тезис сочинениярассуждения. Что такое аргумент? Структура двух аргументов сочинения-рассуждения.
Аргумент из текста 1. Обучение составлению аргумента в зависимости от
предложенного текста. Аргумент из текста 2. Обучение составлению аргумента в
зависимости от предложенного текста. Практикум по аргументации собственной
позиции. Рецензирование, экспертная оценка. Учимся писать вывод сочинениярассуждения. Создание собственного текста сочинения-рассуждения в формате 13.2.
Индивидуальная коррекция ошибок.
Раздел 3. Сочинения-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (13.3)
Структура сочинения –рассуждения по тексту(13.3) Критерии оценивания задания.
Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Основные способы толкования
значения слова. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинениярассуждения. Практикум по написанию сочинения. Индивидуальная коррекция
ошибок.

7

Тематическое
№
п/п
1
2
3

планирование

Название разделов
Введение
Сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему(13.1)
Сочинения-рассуждение на тему,
связанную с анализом текста (13.2)
Раздел 3. Сочинения-рассуждение на
тему, связанную с анализом текста
(13.3)
Итого

Количество
часов
2
9
13
10

34

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».