Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к ООП СОО,
утвержденной приказом по школе
от 25.08.2023г № 191
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №162
ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)
ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Русский язык. От простого к сложному »
10 класс
Составитель: Гайдаржи Татьяна Федоровна,
учитель русского языка и литературы
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русский язык. От простого к сложному » в 10
классе на уровне среднего общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО
(Приказ Минпросвещения России от 17.05.2012 г № 413 с изменениями от 12.08.2022
Приказ № 732, ФОП ООО, утверждённой Приказом Минпросвещения России от
18.05.2023 №371, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Учебный план МБОУ Калининская школа на 2024-2025 учебный год рассчитан на 34
учебные недели и предусматривает изучение элективного курса «Русский язык. От
простого к сложному » в 10 классе на базовом уровне среднего общего образования,
на изучение элективного курса выделен 1 час в неделю из части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Цели и задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс
5 – 9 классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
- скорректировать умения каждого обучающегося при работе с КИМами;
- подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ;
- развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или
трудным заданием;
- выработать
навыки
объективно обосновывать свои суждения, опираясь на
жизненный опыт или литературный материал;
- целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся;
- формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
- учить любой диалог вести этически корректно.
Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
-ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
-готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
2
-принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
-неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к родине
(отечеству):
-российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе россии, патриотизм, готовность к служению отечеству,
его защите;
-уважение к своему народу, чувство ответственности перед родиной, гордости за свой
край, свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа россии,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
-формирование уважения к русскому языку как государственному языку российской
федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в российской федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и
к гражданскому обществу:
-гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
-признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с конституцией российской федерации,
правовая и политическая грамотность;
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям;
3
-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
-способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
россии и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
-положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
4
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
-физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся
в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
5
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами
применения изученных правил орфографии;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
- применять теоретические знания по разделам «Орфография» на практике (как ранее
известные, так и полученные на занятиях);
– сформулировать и записать ответ в виде слова (слов), словосочетания или числа
(чисел);
– проводить различные виды языкового и речеведческого анализа текста;
– пользоваться современными словарями и справочниками;
– понимать информацию, заложенную в тексте;
– правильно и последовательно излагать свои мысли;
– аргументировано доказывать свою позицию;
– редактировать и устранять типичные ошибки в написанном сочинении-рассуждении.
6
Выпускник получит возможность научиться:
– определять структуру КИМов;
– определять систему оценивания отдельных заданий и работы в целом;
– понимать критерии проверки и оценки выполнения задания открытого типа (С);
– понимать требования к заполнению экзаменационных бланков;
– понимать лексические и грамматические нормы русского литературного языка;
–владеть выразительными средствами русского языка.
Содержание программы элективного курса
Введение
Цели и задачи изучаемого курса
Раздел 1. Повторение.ЗП в сложном предложении
Сложное предложение. Виды сложных предложений. ЗП в сложном предложении. Тире
и двоеточие в БСП. Сложное предложение с разными видами связи. ЗП в сложном
предложении с РВС.
Раздел 2. Подготовка к заданиям 1-26
Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и
типы речи. (Задания 1-3, 21-26 )
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность
словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические
обороты. (Задания 5,6 22, 26)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы.
Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задание 7)
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия
синтаксических конструкций.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 7, 24)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 8 - 15)
Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 16 – 20 )
Раздел 3. Подготовка к сочинению части 2
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды
комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и
формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения.
Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Раздел 4 . Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Тематическое
планирование
№
п/п
1
1
2
3
Название разделов
Введение
Повторение. ЗП в сложном
предложении
Подготовка к заданиям 1-26
Подготовка к сочинению части 2
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Итого
Количество
часов
1
5
17
7
4
34
7
8