РП Родной язык (крымскотатарский)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к ООП СОО,
утвержденной приказом по школе
от 25.08.2023г № 194

УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №162

ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)

ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (крымскотатарский) язык»
10 класс

Составитель:
Учитель Джаббарва Дилора Шабаевна

2024
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (крымскотат
арский)» (предметная область «Родной язык и родная литература») разработана для
обучающихся, владеющих родным (крымскотатарским) языком, и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по родному (крымскотатарскому) языку.
Пояснительная
записка
отражает
общие
цели
изучения
родного
(крымскотатарского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому)
языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на
уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год
обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)»
Программа по родному языку (крымскотатарскому) на уровне среднего общего
образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании
рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции
в образовании и активные методики обучения.
Изучение крымскотатарского языка на уровне среднего общего образования
предусматривает совершенствование качества практического владения крымскотатарским
языком, увеличение объёма используемых обучающимися языковых и речевых средств.
Большое внимание должно быть уделено работе над связной речью, повышению культуры
речи, сопоставлению диалектов крымскотатарского языка и работе над стилистической
правильностью, уместностью, чистотой речи. Изучение программного лингвистического
материала строится с учётом межпредметных связей с такими гуманитарными
дисциплинами, как «Русский язык», «Родная литература (крымскотатарская)», «Литература» и другими.
Программа по родному языку (крымскотатарскому) предусматривает коммуникативно-деятельностный подход к изучению материала, который поможет обучающимся
овладеть функциональной грамотностью.
38.5.3. В содержании программы по родному языку (крымскотатарскому)
выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке», «Разделы
науки о языке», «Речь, речевое общение и культура речи».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)»
Изучение родного языка (крымскотатарского) направлено на достижение
следующих целей:
овладение крымскотатарским языком как средством познания и коммуникации в
степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего
самообразования;
2

расширение знаний о специфике крымскотатарского языка, основных языковых
единицах в соответствии с разделами науки о языке;
воспитание ценностного отношения к крымскотатарскому языку как одному из
государственных языков Республики Крым, обеспечение культурной самоидентификации,
этнической идентичности как составляющей региональной и российской идентичности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (крымскотатарского)
языка в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке.
Общие сведения о крымскотатарском языке. Крымскотатарский язык –
национальное достояние крымскотатарского народа.
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков.
Ударение.
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительновыразительные средства крымскотатарского языка.
Омонимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их
употребление. Происхождение лексики современного крымскотатарского языка. Лексика
общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Состав слова и словообразование.
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы
корневые и аффиксальные. Основа слова.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологический способ словообразования. Синтаксический
способ словообразования.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография.
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и
орфографии. Принципы крымскотатарской орфографии. Правописание сложных и парных
слов.
Классификация частей речи, их различия и общие признаки, стилистические
возможности частей речи. Правописание сложных и парных существительных,
морфологический и синтаксический способы образования прилагательных, их
3

правописание, правописание порядковых числительных, категория времени у глаголов,
морфологический и синтаксический способы образования глаголов и их правописание,
служебные части речи и их правописание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
4

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного,
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному
(крымскотатарскому) языку;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять
такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (крымскотатарского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному
(крымскотатарскому) языку, индивидуально и в группе.
5

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы по родному (крымскотатарскому) языку у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к
эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные
реультаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных проектов;
6

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
7

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как
части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному
(крымскотатарскому) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся научится:
осознавать роль крымскотатарского языка в жизни общества и отдельного
человека, видеть взаимосвязь крымскотатарского языка с культурой и историей
крымскотатарского народа;
проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, морфологический);
пользоваться разными словарями, в том числе мультимедийными;
владеть информацией об особенностях крымскотатарского ударения, соблюдать в
практике устного общения основные произносительные нормы крымскотатарского языка;
8

понимать причины изменений в словарном составе крымскотатарского языка,
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов,
определять значения историзмов, архаизмов, неологизмов, характеризовать неологизмы
по сфере употребления и стилистической окраске;
правильно употреблять синонимы, антонимы, омонимы;
различать общеупотребительную лексику и лексику, имеющую ограниченную
сферу употребления;
понимать значения слов и фразеологизмов, правильно употреблять их в речи;
иметь представление о словообразующих и формообразующих морфемах;
классифицировать части речи в крымскотатарском языке;
характеризовать самостоятельные и служебные части речи;
соблюдать правила орфографии;
вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы

1.1

Количество Контрольные
часов
работы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

1. Введение
1
Крымскотатарский язык – национальное

достояние крымскотатарского народа.
2.1
2.2
2.3
2.4

2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11

2.12

2. Повторение. Фонетика. Лексика
1
Основные понятия фонетики. Звуки и

буквы.
Фонетический разбор слова.
РР Стили речи. Разговорный стиль. Диалог

Орфоэпия. Основные правила
произношения гласных и согласных
звуков. Ударение.
Лексика. Слово и его значение.
Однозначность и многозначность слов.
Омонимы и их употребление.
Синонимы и их употребление.
Антонимы и их употребление.
РР Сочинение-рассуждение.
Подготовка.
Лексика
современного
крымскотатарского языка.
Лексика
общеупотребительная
и
лексика, имеющая ограниченную сферу
употребления.
Употребление устаревшей лексики и
неологизмов.

1
1
1

1
1
1

1

1
1
1
1

1

1

9

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество Контрольные
часов
работы

2.13

1
Фразеология. Фразеологические
единицы и их употребление.
3. Повторение. Орфография. Морфемика

3.1
3.2

Орфография. Правила гармонии гласных

3.3
3.4
3.5
3.6

3.7

Основные понятия морфемики и
словообразования. Состав слова
Морфемы корневые и аффиксальные.
Морфемный разбор слова.
Морфологический
способ
словообразования.
Синтаксический
способ
словообразования
Принципы
крымскотатарской
орфографии. Правописание сложных и
парных слов.
РР Сочинение-описание. Подготовка
Классификация
частей
различия и общие признаки

4.2
4.3

Части речи. Имя существительное.
Категория принадлежности имён
существительных.
Категория сказуемости имён
существительных.
Склонение имён существительных по
падежам
РР Официально-деловой стиль речи.
Заявление.
Имя прилагательное. Качественные и
относительные имена прилагательные.
Степени сравнения имён прилагательных.
Усилительные и уменьшительные имена
прилагательные
РР Публицистический стиль речи.
Интервью.
Имя числительное. Морфологические
признаки.

4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11

1
1
1
1
1
1

1
4. Повторение. Морфология
1
речи,
их

4.1

4.4

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1

1

1
1
1
1
2
1
2

34

5

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».