Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к ООП ООО,
утвержденной приказом по школе
от 25.08.2023г № 194
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №162
ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)
ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Практикум «Обучение написанию сочинения»
11 класс
Составитель:
Бойчук Ирина Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности Практикум «Обучение написанию
сочинения» для 11 класса на уровне среднего общего образования подготовлена на основе
ФГОС СОО (Приказ Минпросвещения России от 17.05.2012 г № 413 с изменениями от
12.08.2022 Приказ № 732, ФОП СОО, утверждённой Приказом Минпросвещения России от
18.05.2023 №371, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования.
Согласно учебному плану МБОУ Калининская школа на 2024-2025 учебный год
внеурочная деятельность Практикум «Обучение написанию сочинения»
в 11 классе
осуществляется за счёт часов, отведенных на внеурочную деятельность. Программа
рассчитана на 1 учебный год, в ней указано общее количество часов - 34 (34 учебные недели).
Программа общекультурного направления.
Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной
грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 11 класса к прохождению итоговой
аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи курса: обогащение словаря; развитие устной и письменной речи; работа над
содержательной стороной слова; активизация познавательных интересов; развитие творческих
способностей и мышления; формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение
итоговой аттестации.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися программы на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
-сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
-осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
-принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
-готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
-готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
-умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
-готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
-сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык
и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
-ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
-идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его
судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
-осознание духовных ценностей российского народа;
2
-сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
-способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
-осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
-ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
-эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;
-способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
-убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
-готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
-сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
-потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
-активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
-готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
-готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность,
в том числе в процессе изучения русского языка;
-интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности
филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы;
-готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
-сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
-планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
-активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
-расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
-совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
-осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально
и в группе.
3
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
-самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
-саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям,
быть открытым новому;
-внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
-эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
-социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса на
базовом уровне являются:
- умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её
участниками, не допускать конфликтов;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа,
синтеза, сравнения;
- способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться
лингвистическими словарями;
- умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
4
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные
в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
- приводить примеры из текста в доказательство авторской мысли;
- формулировать самостоятельное высказывание и аргументировать его.
Содержание курса внеурочной деятельности
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах
речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное
внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа
текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по
составлению собственного текста сочинения-рассуждения.
Введение цели и задачи курса.
Подготовка к итоговому сочинению. Признаки
текста,тема,
комментарий,
закрепление навыков определения основной мысли текста, его идейного содержания, темы.
Функциональные стили и типы речи. Структура текста сочинения-рассуждения и
необходимость в еѐ цельности при создании текста публицистического и художественного
стилей речи. Способы формулировки тезиса: постановка риторических вопросов, краткая
формулировка раскрываемой проблемы; формулировка проблемы, исходя из жизненного
опыта, согласно проблеме данного текста.
Как правильно и этично высказать личное мнение о проблеме, поставленной автором
текста. Способы завершения сочинения: обобщение и вывод; личное умозаключение.
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Проблема текста. Выбор одной
проблемы из нескольких. Комментарий к проблеме. Авторская позиция. Типовые ошибки
при формулировании позиции автора. Аргументация собственного мнения. Виды
аргументов. Композиция сочинения. Речевое оформление сочинения
Сочинение. Написание сочинения, рецензирование работы.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
Наименование раздела
Введение: основные цели и задачи курса
Подготовка к итоговому сочинению
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ
Сочинение
Итого
5
Количество
часов
1
16
13
4
34