Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение к ООП ООО,
утвержденной приказом по школе
от 25.08.2023г № 189
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №161
ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)
ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я, ТЫ, ОН, ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА»
Класс 5
Учебный год 2024-2025
Составитель: Кудря Ольга Анатольевна
2024
Аннотация Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она - вместе целая страна» разработана с
целью приобщения обучающихся к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям; развития инициативности и
самостоятельности пятиклассников, умения работать в коллективе; ориентирована
на создание благоприятных условий для адаптации при переходе на следующий
уровень образования. Программа адресована педагогам, классным руководителям,
методистам,
советникам
директора
по
воспитанию,
руководителям
образовательных организаций.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает
действовать
Федеральная
образовательная
программа
основного
общего
образования (далее - ФОП ООО), структурным элементом которой является
федеральная рабочая программа воспитания.
Ценностно-целевыми
основаниями
программы
воспитания
являются
традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и
укрепление является одной из стратегических целей системы образования, что
закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом основного общего образования, ФОП ООО реализуется посредством
урочной
и
внеурочной
деятельности,
осуществляемой
образовательной
организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана
программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х
классов «Я-ты-он-она - вместе целая страна» (далее - Программа) с целью
приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям. Данная Программа является
преемственной по отношению к программе социальной активности для
обучающихся начальных классов «Орлята России»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов,
одним из которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под
внеурочной
деятельностью
понимается
образовательная
деятельность,
направленная на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных),
осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры
и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий,
посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного
мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных
интересов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий - развитие
важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о
других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою
точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная
задача,
решаемая
с
помощью
занятий,
-
обеспечение
психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве
школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и
микрокоммуникаций,
складывающихся
в
образовательной
организации,
понимания обучающимися зон личного влияния на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к
подростковому,
поэтому
среди
пятиклассников
можно
увидеть
и
еще
«психологических младшекласников», и одновременно младших подростков.
Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в
начальных классах. У него появляется возможность к построению обобщений в
более сложной деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что
выражается в активизации интимно- личностного и стихийно-группового
общения. Фактически в пятом классе происходит переход ведущей деятельности
ребенкаот учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется
характер обучения по сравнению с начальной школой, поэтому особое внимание
в Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям.
Происходит активное формирование ценностной сферы личности, определяются
жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои возможности, интересы,
способности, у них формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми,
на свое будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установлении
доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным образом, в
группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей.
Они начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки, внешняя
регуляция активности смещается к внутренней регуляции. Деятельность с одной
стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с
другой - создавать условия для развертывания отношений с товарищами и
признания его реальной значимости как полноправного члена общества. Участие
в такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает
возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под
которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и
ребенка,
в
которых
активность
взрослого
способствует
овладению
представлениями о какой- либо ценности, формированию отношения к ней и к
приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях ребенок
преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции,
включается в многообразные социальные связи, является исполнителем разных
ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие
ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.
Программа
внеурочной
деятельности
по
активной
социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она - вместе целая страна» разработана с
учетом указанных выше возрастных особенностей пятиклассников, социальной
ситуации развития детей в образовательной организации и направлена на их
активную социализацию.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной
позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей.
Задачи Программы:
- создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных ценностей, традиций;
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение
соответствующего
социальным
нормам,
ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений;
-
развитие
у
обучающихся
инициативности,
самостоятельности,
самопознания, ответственности, умения работать вколлективе;
- обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х
классов при переходе на следующий уровень образования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологическими основаниями Программы являются аксиологический,
антропологический и системно-деятельностный подходы:
- аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой
социальную деятельность, направленную на передачу ценностей от старшего
поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в событийных
общностях, приобретают социокультурный опыт; у них формируется моральная
рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура;
- антропологический подход предполагает становление и воспитание
человека во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик.
Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и
отношений в событийных общностях, в которых происходит зарождение
нравственного сознания, обретается опыт нравственного поведения, что в
совокупности с личностными особенностями составляет основу субъектности
ребенка;
- системно-деятельностный подход обуславливает системную реализацию
воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие
у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъектной
личностной позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного
выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое
было
введено
в
педагогическую
систему А. С. Макаренко и закреплено
классической традиционной педагогикой. Образовательное событие - это особая
форма организации совместной деятельности детей и взрослых, которая
предполагает
инициативные
формы
включения
и
создание «продукта
совместной деятельности», позволяющая ребенку приобретать собственный опыт
переживания той или иной ценности. В воспитательном событии осуществляется
взаимное
обогащение
всех
субъектов
воспитательного
процесса.
Оно
способствует развитию самостоятельности, ответственности, инициативности
пятиклассников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Классны
п/п
события
1
Темы занятий
Количество
часов
Занятие 1. «Какие мы?»
1
«Моя школа - мои
Занятия 2-3. «Маршруты нашей школы»
2
возможности»
Занятие 4. «Школьные старты»
1
(подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты»
1
Занятия 6 -7. «Мы - команда»
2
ИТОГО: 7
2
Занятие 8. «История моей семьи»
1
«Моя семья - моя
Занятие 9. «Семья - начало всех начал»
1
опора»
Занятие 10. «Правила счастливой семьи»
1
(подготовка)
Занятия 11–12. «Правила счастливой
2
семьи»
ИТОГО: 5
Занятие 13. «Моя гражданская позиция:
3
1
«Мой выбор – моя
почему важно выбирать»
ответственность»
Занятие 14. «Свобода и ответственность»
1
Занятие 15. «Цифровая грамотность и
1
безопасность в сети»
Занятие 16. «Безопасное использование
1
цифровых ресурсов»
Занятие 17. «Финансовая безопасность»
1
Занятие 18. «Планируем бюджет»
1
Занятие 19. «5 правил финансовой
1
грамотности»
Занятия 20–21. «Мы выбираем»
2
ИТОГО: 9
4
Занятия 22–23. «Чудеса науки»
2
«Мои знания - моя
Занятие 24. «Правильные привычки:
1
сила»
здоровое питание»
Занятие 25. «Правильные привычки:
1
правилабезопасности»
Занятия 26–27. «В здоровом теле здоровый дух»
2
ИТОГО: 6
5
«Моя страна - моя
Занятие 28. «Аллея памяти»
1
история»
Занятие 29. «Живет герой на улице
1
родной»
Занятие 30. «Через года, через века
1
помните…»
Занятия 31–32. «Зарница»
2
ИТОГО: 5
Итоговое занятие
«Я-ТЫ-ОН-ОНА - ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ
2
СТРАНА»
ИТОГО: 34
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и
социализации.
Активная
социализация
осуществляется
через
овладение
представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в обществе;
формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе; приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями,
нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа - мои возможности» направлено на развитие
представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его
индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной
деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие
ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья - моя опора» направлено на сохранение семейных
ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как
важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как
крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор - моя ответственность» направлено на развитие
умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе
данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм,
гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека,
приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания - моя сила» способствует приобщению детей к миру
научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное
событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный
труд.
Событие «Моя страна - моя история» направлено на развитие
патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской
идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких
ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из
трех частей.
Первая часть - «информирование»: ребенок получает информацию,
формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе
ценностей), лежащей в основе события.
Вторая часть - «практика»: в контексте полученной информации ребенку
предлагаются
практические
задания,
выполнение
которых
способствует
формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть - «рефлексия». На основании полученной информации и
проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает
выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети
демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся
индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге
коллективный вывод о значимости всего события для группы.
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые
позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце
учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра,
иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети
демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят
коллективные и индивидуальные итоги.
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической
цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с
опытом других детей и к формированию общего отношения классного коллектива
к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-тыон-она —
вместе целая страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания
активной социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с
одной стороны, интегрируются в общее социальное пространство, а с другой
стороны, дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными
знаниями.
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются:
классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на
формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только
учебный
кабинет,
закрепленный
за
классом,
но и другие помещения
образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также
пришкольную территорию. Кроме того, Программа предусматривает организацию
экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами школы на территории
социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и
проведении занятий Программы, а также старшеклассников (наставников), других
педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений
школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных
результатов с учетом рабочей программы воспитания в общеобразовательных
организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
готовность
к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе,
проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному
состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе
реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических
принципов в деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
действовать
в
условиях
неопределенности,
повышать
уровень
своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность
формирования
новых
знаний,
в
том
числе
способность
формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об истинности
собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
п оследствия ваналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы,
инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках.
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать
идеи,
нацеленные
на
решение
задачи
и
поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично
представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные
и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию
совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественногорезультата по своему направлению и координировать свои действия
с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт
по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы
для
решения
в
жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий
(план
реализации
намеченного
алгоритма
решения),
корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации
и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать
способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других без осуждения.