Смысловое чтение 6 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к ООП ООО,
УТВЕРЖДЕНА
утвержденной приказом по школе
Приказом по школе
от 25.08.2023г. № 189
от 28.08.2024г. № 161
ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г. № 1)

ПРИНЯТА
управляющим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г. № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
6 класс

Составитель: Никитюк Мария Витальевна,
учитель русского языка и литературы

2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Читательская грамотность» на уровне
основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее — ФГОС ООО), а также:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–
1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо
об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования).
Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности
обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» адресована учащимся 6
класса общеобразовательной школы и реализуется в курсе программы «Функциональная
грамотность» и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин,
так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного
образования в целом.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные
социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе
нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в
изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать
факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы
делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования
(ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с
учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и
предметных планируемых образовательных результатов.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при
чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации
является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным,
основополагающим умениям и обоснованно является необходимым звеном в программе
формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению
и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции,
формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля,
интеллектуальной самостоятельности.
2

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться и развиваться и совершенствоваться в течение всех
лет обучения.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у
современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы,
семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности
находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной
грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного
познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.
Цели программы:
– формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной
потребности в чтении;
– формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения всем предметам образовательной программы школы;
– формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры
человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи:
– развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать
духовно-нравственные основы личности;
– вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
– развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
– освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения
(просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и
текстом как единицей информации;
– учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и
рефлексивной оценки информации на основе: углубления базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте; использования приёмов
смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих
возрасту учащихся; использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её
дальнейшего использования; использования приёмов организации рефлексивной деятельности
после чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей
практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы
программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не
только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует
учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть
разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии,
технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного
и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности
учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности,
интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион,
конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные
занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные
(групповые, в парах) формы.
3

Режим занятий – программа рассчитана на 17 часа в течение учебного года (1 раз в две
недели).
Содержание курса
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в
целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется
средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности.
Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных
форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска
и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной
информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения
факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по
анализу и интерпретации, содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой,
неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность
источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора
текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности,
характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями
учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в
планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе
решения учебных задач и выполнения работ.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
−
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);
−
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
−
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
−
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
−
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
−
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
−
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
−
проявление интереса к способам познания;
−
стремление к самоизменению;
−
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
−
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
−
установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений;
−
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
−
активное участие в жизни семьи;
−
приобретение опыта успешного межличностного общения;
−
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
4

−
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
−
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
−
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
−
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
−
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
−
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
−
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
−
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
−
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
−
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической
и социальной сред;
−
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные
действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными
познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями; овладение универсальными регулятивными действиями.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
1. Базовые логические действия:
−
владеть базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, —
группировки, систематизации и классификации; анализа, синтеза, обобщения; выделения
главного;
−
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
−
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
−
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
−
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
−
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
5

−
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
−
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
−
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
−
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев).
2. Базовые исследовательские действия:
−
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
−
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
−
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
−
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
−
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
−
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
−
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах.
3. Работа с информацией:
−
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
−
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
−
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
−
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
−
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно
−
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
1. Общение:
−
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
−
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
−
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
−
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
6

−
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
−
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
−
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
−
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
2. Совместная деятельность:
−
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
−
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
−
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
−
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы;
−
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
−
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
−
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
1. Самоорганизация:
−
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
−
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
−
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
−
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
−
делать выбор и брать ответственность за решение.
2. Самоконтроль:
−
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
−
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
−
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
−
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
7

−
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
−
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3. Эмоциональный интеллект:
−
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
−
выявлять и анализировать причины эмоций;
−
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
−
регулировать способ выражения эмоций.
4. Принятие себя и других:
−
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
−
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
−
принимать себя и других, не осуждая;
−
открытость себе и другим;
−
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе
внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной
грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности « Смысловое
чтение» вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной
области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
−
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официальноделовых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых
типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и
выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
−
овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте;
−
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного
текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
−
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование
ею;
−
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
−
определение лексического значения слова разными способами (установление
значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
−
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
−
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять
тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика,
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в
нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
−
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально
изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового
чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями,
и методов эстетического анализа).
8

Тематическое планирование
№

Тема

Кол- Основное содержание
во
часов
2 Понятия «факт»,
«мнение»: работа со
словарной статьей. Приемы
различения фактов и мнений
в множественном тексте

1.

Нас ждет
путешествие
(Путешествие по
родной земле)

2.

Открываем тайны
планеты
(Изучение
планеты)

4

3.

Открываем мир
науки (Человек и
природа)

4

4.

По страницам
биографий
(Великие люди
нашей страны)

4

5.

Наши поступки
(межличностные
взаимодействия)

3

Основные виды деятельности

Устанавливать связи между
событиями или утверждениями.
Понимать значение слова или
выражения на основе контекста.
Обнаруживать противоречия,
содержащиеся в одном или
нескольких текстах

Языковые маркеры
Различать факты и мнения с учетом
предъявления фактов и мнений языковых маркеров. Устанавливать
в тексте: работа со словарной связи между событиями или
статьей. Приемы различения
утверждениями (причиннофактов
следственные отношения,
и мнений в множественном отношения аргумент –
контраргумент, тезис – пример,
тексте
сходство – различие и др.)
Приемы распознавания фактов Делать выводы на основе
и мнений в тексте-интервью, интеграции информации из разных
частей текста или разных текстов.
в тексте-рекламе на сайте.
Сопоставлять факты и мнения в
тексте-интервью, в тексте-рекламе
на сайте
Приемы распознавания фактов Сопоставлять факты и мнения в
и мнений в тексте-аннотации тексте-аннотации фильма, в текстефильма, в тексте-интервью. интервью.
Делать выводы на основе
интеграции информации из
разных частей текста или
разных текстов
Приемы распознавания фактов Распознавать факты и мнения в
и мнений в художественном художественном
тексте. Фактические ошибки тексте. Устанавливать скрытые связи
как художественный прием между
событиями
или
автора
утверждениями
(причинноследственные отношения)

9

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2

Дата изучения

Тема урока

Дата по Дата по
плану факту

Понятия «факт»,
«мнение»: работа со словарной статьей.
Приемы различения фактов и мнений
в множественном тексте.

3

Языковые маркеры предъявления фактов и мнений в
тексте: работа со словарной статьей.

4

Приемы различения фактов и мнений в множественном
тексте.

5

Установление
связи
утверждениями в тексте.

между

событиями

или

6

Установление
связи
утверждениями в тексте.

между

событиями

или

7

Приемы распознавания фактов и мнений в текстеинтервью.

8

Сопоставление фактов и мнений в тексте-рекламе на
сайте.

9

Приемы распознавания фактов и мнений в тексте-рекламе
на сайте.

10

Сопоставление фактов и мнений в тексте-рекламе на
сайте.

11

Приемы распознавания фактов и мнений в текстеаннотации фильма, в тексте-интервью.

12

Приемы распознавания фактов и мнений в текстеаннотации фильма, в тексте-интервью.

13

Интеграция информации из разных частей текста или
разных текстов

14

Интеграция информации из разных частей текста или
разных текстов

15

Приемы
распознавания
художественном тексте.

фактов

и

мнений

в

16

Приемы
распознавания
художественном тексте.

фактов

и

мнений

в

17

Фактические ошибки как художественный прием автора

10

Тема урока

Дата
проведения
по плану
Дата
проведения
по факту

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Причина
корректиров
ки

Корректирую
щие
мероприятия

Основания
для
коррекции

Вывод (по итогам года):
Дата:

Подпись(учитель):

Дата:

Подпись(зам.директора по УВР):

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».