Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение
к ООП СОО,
утвержденной приказом по школе
от 25.08.2023г № 189
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №161
ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)
ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
« Россия - мои горизонты»
9 класс
Составитель:
Бойчук Ирина Леонидовна
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана на основе:
‒ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆
Федерации»,
‒ Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»,
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,
–Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП
ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. № 370,
‒Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и
среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05),
‒ Методических рекомендаций по реализации профориентационного минимума для
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные
программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05).
Учебный план МБОУ Калининская школа рассчитан на 34 учебные недели. Учебный
курс внеурочной деятельности «Россия-мои горизонты» предназначен для обучающихся 9
класса ; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Цель курса: формирование готовности к профессиональному самоопределению
обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
‒ содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных
организаций;
‒ формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности,
интересов, способностей, доступных им возможностей;
‒ информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального
образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и
отраслями экономики РФ);
‒ формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других
компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации,
приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения
ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки
успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом
имеющихся компетенций и возможностей среды;
‒ формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
‒ осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
‒ сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества.
В сфере патриотического воспитания:
2
‒ осознание духовных ценностей российского народа;
‒ ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
‒ сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
‒ способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности.
В сфере эстетического воспитания:
‒ способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
‒ готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
‒ эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений.
В сфере трудового воспитания:
‒ готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
‒ готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
‒ интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
‒ готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
В сфере экологического воспитания:
‒ сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
‒ умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
‒ планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:
‒ совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
‒ осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
‒ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными познавательными действиями:
‒ владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
‒ самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне; ‒ выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
‒ анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
‒ использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
3
‒ разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов.
В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
‒ владеть различными способами общения и взаимодействия;
‒ развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
‒ распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
‒ выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
‒ осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным;
‒ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
‒ принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы.
В сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
‒ самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
‒ самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
‒ делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
‒ владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
‒ давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
‒ оценивать приобретенный опыт.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения» (1 час).
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделение труда
как условие его эффективности. Разнообразие отраслей.
Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий, основные
образовательные формы, правила взаимодействия.
Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ , возможности личного кабинета
обучающегося.
Тема2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» (1 час).
Соотнесение личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции, «мягкие» и «твердые» навыки.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час).
Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности диагностик для
самостоятельного прохождения на платформе «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/
Диагностика «Мои интересы».
Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и
перспективы
развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие
направления как: полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство.
4
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленность (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике нашей
страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейший работодатель отрасли - корпорация "Росатом",
географическая представленность корпорации, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Содержание деятельности профессий атомной отрасли, необходимые профессионально
важные качества, особенности профессиональной подготовки. Возможности общего,
среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов для
отрасли: профильность общего обучения, направления подготовки в профессиональных
образовательных организациях.
Тема 6. Практико-ориентированное занятие (1 час).
Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии, созданной для
облегчения поиска профессии по критериям: предмет профессиональной деятельности,
направление дополнительного образования, условия работы, школьные предметы, личные
качества, цели и ценности, а также компетенции.
Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание (1 час).
Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике
нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях аграрной сферы, актуальные
задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как пищевая
промышленность и общественное питание.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях «биотехнологии», «экология», актуальные задачи и
перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения,
охрана (1 час).
5
Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей страны.
Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи и перспективы
развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как
полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 10. Практико-ориентированное занятие (1 час).
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):-пищевая промышленность и
общественное питание;
-биотехнологии и экология.
Тема 11. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Содержание деятельности профессий, представленных в отрасли, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны.
Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и
фармация.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 13. Россия деловая: предпринимательство (1 час)
6
Знакомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей страны.
Достижения России в отрасли предпринимательства, актуальные задачи и перспективы
развития. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального
образования.
Рассматриваются
такие
направления,
как
предпринимательство.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 14. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны. Достижения
России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 15. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- транспорт и энергетика;
- медицина и фармация;
- предпринимательство.
Тема 16. Проектное занятие (1 час)
Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения упражнений к
более активному проектированию собственной деятельности и поиску ответов на свои
вопросы, связанные с профориентацией.
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с
особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми).
В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более широкий список
вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью.
Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной
деятельности.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» (1 час)
Личностные особенности и выбор профессии. Формирование представлений о
значимости личностных качеств в жизни человека и в его профессиональном становлении.
7
Повышение мотивации к самопознанию, пониманию своих преимуществ и дефицитов в
рамках отдельных профессиональных обязанностей. Средства компенсации личностных
особенностей, затрудняющих профессиональное развитие и становление.
Обсуждение профессионально важных качеств и их учет в профессиональном выборе:
требования профессии к специалисту.
Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике нашей
страны. Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как добыча
и переработка.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 19. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике нашей страны.
Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 20. Россия умная: наука и образование (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 21. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях, особенностях образования.
8
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- добыча и переработка, легкая промышленность;
- наука и образование.
Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и машиностроения в
экономике нашей страны. Достижения России в тяжелой промышленности и
машиностроении, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 23. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в экономике
нашей страны. Достижения России в отраслях военно-промышленного комплекса,
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 24. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- тяжелая промышленность и машиностроение;
- военно-промышленный комплекс.
Тема 25. Россия умная: программирование и телекоммуникации (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью программирования и телекоммуникаций в
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях программирования и
телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
9
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами.
Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в
программировании и телекоммуникациях.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 26. Россия комфортная: строительство и архитектура (1 час
Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях строительства и архитектуры, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 27. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
-программирование и телекоммуникации;
-строительство и архитектура.
Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей страны.
Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн (1 час
Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
10
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- сервис и туризм;
- искусство и дизайн.
Тема 31. Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и генетики в экономике
нашей страны. Достижения России в изучаемых, актуальные задачи и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона (1 час)
Знакомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы, гражданская оборона» в
экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки.
Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов:
профильность
общего
обучения,
направления
подготовки
в
профессиональных образовательных организациях.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
11
- животноводство, селекция и генетика;
- вооруженные силы, гражданская оборона.
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год. Что было самым важные и впечатляющим. Какие
действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в урочной и внеурочной
деятельности, практико-ориентированном модуле, дополнительном образовании и т. д.).
Самооценка собственных результатов. Оценка курса обучающимися, их предложения.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельность
№
Тема
Кол-во
часов
ЭОР
1
https://bvbinfo.ru
1
https://bvbinfo.ru
1
https://bvbinfo.ru
4
Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты,
мои достижения»
Тема 2. Тематический профориентационный урок
«Открой своё будущее» (введение в профориентацию)
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю
себя»
Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство
1
https://bvbinfo.ru
5
Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленность
1
https://bvbinfo.ru
6
Тема 6. Практико-ориентированное занятие
1
https://bvbinfo.ru
7
Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и
общественное питание
Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология
1
https://bvbinfo.ru
1
https://bvbinfo.ru
1
https://bvbinfo.ru
10
Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба,
служба спасения, охрана
Тема 10. Практико-ориентированное занятие
1
https://bvbinfo.ru
11
Тема 11. Россия комфортная: транспорт
1
https://bvbinfo.ru
12
Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация
1
https://bvbinfo.ru
13
Тема 13. Россия деловая: предпринимательство
1
https://bvbinfo.ru
14
Тема 14. Россия комфортная: энергетика
15
Тема 15. Практико-ориентированное занятие
1
https://bvbinfo.ru
16
Тема 16. Проектное занятие
1
https://bvbinfo.ru
17
1
https://bvbinfo.ru
18
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие
«Мое будущее»
Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка
1
https://bvbinfo.ru
20
Тема 20. Россия умная: наука и образование
1
https://bvbinfo.ru
1
2
3
8
9
https://bvbinfo.ru
12
21
Тема 21. Практико-ориентированное занятие
1
https://bvbinfo.ru
22
Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая промышленность,
машиностроение
1
https://bvbinfo.ru
23
Тема 23. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс
1
https://bvbinfo.ru
24
Тема 24. Практико-ориентированное занятие
1
https://bvbinfo.ru
25
1
https://bvbinfo.ru
26
Тема 25. Россия умная: программирование
и телекоммуникации
Тема 26. Россия комфортная: строительство и архитектура
1
https://bvbinfo.ru
27
Тема 27. Практико-ориентированное занятие
1
https://bvbinfo.ru
28
Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм
1
https://bvbinfo.ru
29
Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн
1
https://bvbinfo.ru
30
Тема 30. Практико-ориентированное занятие
1
https://bvbinfo.ru
31
1
https://bvbinfo.ru
1
https://bvbinfo.ru
33
Тема 31. Россия аграрная: животноводство, селекция
и генетика
Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы,
гражданская оборона
Тема 33. Практико-ориентированное занятие
1
https://bvbinfo.ru
34
Тема 34. Рефлексивное занятие
1
https://bvbinfo.ru
32
13
Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Календарный учебный график содержит 160
учебных дней. Выполнение программы в полном объёме происходит за счёт объединения
близких тем.
№
Тема урока
п/п
Дата проведения
план
1.
Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия –
мои горизонты, мои достижения»
05.09
2.
Тема 2. Тематическое профориентационное
занятие «Открой свое будущее»
12.09
3.
Тема 3. Тематическое профориентационное
занятие «Познаю себя»
19.09
4.
Тема 4. Россия аграрная:растениеводство,
садоводство
26.09
5.
Тема 5. Россия индустриальная: атомная
промышленность
03.10
6.
Тема 6. Практико-ориентированное занятие
10.10
7.
Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание
17.10
8.
Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии,
экология
24.10
Тема 9. Россия безопасная: полиция,
противопожарная служба, служба спасения,
охрана
07.11
9.
10.
Тема 10. Практико-ориентированное занятие
14.11
11.
Тема 11. Россия комфортная: транспорт
21.11
12.
Тема 12. Россия здоровая: медицина и
фармация
28.11
13.
Тема13.Россия деловая: предпринимательство
05.12
14.
Тема 14. Россия комфортная: энергетика
12.01
15.
Тема 15. Практико-ориентированное занятие
19.01
16.
Тема 16. Проектное занятие
26.01
17.
Тема 17. Профориентационное тематическое
занятие «Мое будущее»
16.01
Примечания
факт
14
18.
Тема 18. Россия индустриальная: добыча и
переработка
23.01
19.
Тема 19. Россия индустриальная: легкая
промышленность
30.01
20.
Тема 20. Россия умная: наука и образование
06.02
21.
Тема 21. Практико-ориентированное занятие
13.02
22.
Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая
промышленность, машиностроение
20.02
23.
Тема 23. Россия безопасная: военнопромышленный комплекс
27.02
24.
Тема 24. Практико-ориентированное занятие
06.03
25.
Тема 25. Россия умная: программирование и
телекоммуникации
13.03
26.
Тема 26. Россия комфортная: строительство и
архитектура
20.03
27.
Тема 27. Практико-ориентированное занятие
27.03
28.
Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм
10.04
29.
Тема 29. Россия креативная: искусство и
дизайн
17.04
30.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие
24.04
31.
Тема 31. Россия аграрная: животноводство,
селекция и генетика
01.05
32.
Тема 32. Россия безопасная: вооруженные
силы, гражданская оборона
08.05
33.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие
15.05
34.
Тема 34. Рефлексивное занятие
15
16