РАС коррекционно-развивающие занятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская школа Первомайского района
Республики Крым»
(МБОУ Калининская школа)
Приложение к АООП,
утвержденной приказом по школе
от 01.09.2023г № 220

УТВЕРЖДЕНА
Приказом по школе
от 28.08.2024г №163

ПРИНЯТА
педагогическим советом школы
(Протокол от 28.08.2024г № 01)

ПРИНЯТА
управляющим советом школы
( Протокол от 28.08.2024г № 01)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАС (ВАРИАНТ 8.3)

Класс: 1
Учебный год: 2024-2025
Педагог-психолог: Кудря О.А.

с. Калинино, 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления
работы, условия и средства коррекционной работы с ребенком с расстройством
аутистического спектра.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
для обучающихся с ОВЗ;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и
другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для воспитанников с РАС;
- Адаптированная образовательная программа для детей с РАС;
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она
предназначена для обучения и воспитания ребенка с расстройствами аутистического
спектра (РАС).
Основной базой рабочей программы является:
- Программа Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно – развивающее
обучение и воспитание».
- Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов,
которые для детей с РАС приобретают особую значимость: от простого к сложному,
систематичность, доступность и повторяемость материала.
Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время
приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные
категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра
(РАС). Данная программа предназначена для организации коррекционноразвивающих занятий педагога-психолога именно с такими детьми. Имеющийся на
сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой
категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения,
позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их
возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал
этих детей. Очевидно, что организация школьного обучения детей с РАС требует

определения соотношения форм специального образования и интеграции в
общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным
потребностям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РАС адаптироваться к
коллективу с перспективой дальнейшей социализации, и поэтому коррекционная
работа с таким ребенком имеет два основных направления:
- Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным
ребенком.
- Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической
активности аутичных детей.
В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на
которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если
ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его
на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию
навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием
последовательных действий.
Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо
опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые
игры, песочную терапию, игры с водой.
Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение
необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.
Основной целью коррекционной работы является:
- развитие умений социального взаимодействия;
- формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений,
эмоциональных контактов ребенка
- общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой.
Исходя из данной цели строится вся коррекционная деятельность с ребенком.
1 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление
контакта.
Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления
положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с
аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени.
Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги,
«полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа
специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он
отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные
стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и

музыкальные игрушки).
2 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС:
формирование навыков учебного поведения.
Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения
ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка
усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения.
Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового
материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых
занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка
навыке, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся
небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога,
особенно физической, направляющей на выполнение действия.
Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом
важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и
похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального
подкрепления.
3 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие
познавательной сферы.
На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС
в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и
возможностей.
Цели программы:
- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального
дискомфорта;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
- развитие всех психических процессов.
Задачи программы:
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным
ребенком;
- обучение его простым навыкам контакта;
- ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
- обучение ребенка более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся 2-3 раза в неделю в кабинете
педагога-психолога. Занятия проводятся индивидуально. Время проведения одного
занятия 40-45 минут.
Каждое занятие подразделяется на несколько блоков:
- Пальчиковая гимнастика (развитие общей и тонкой моторики, зрительно-

моторной координации);
- Игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов
(внимания, памяти, мышления, воображения);
- Упражнения на формирование умения планировать свою деятельность,
формирование мотивации познавательной активности;
- Психогимнастика, настольные игры, рисуночные игры и другие.
Планируемый результат:
- организовать поведение ребенка;
- развить способности к коммуникативному взаимодействию;
- сгладить негативные проявления аутизма;
- усилить психическую активность ребенка.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы дает основу для эффективной адаптации
ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному
контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать
безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция
поведения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
содержание
программы
коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия для обучающегося с
РАС, Вариант 8.3 (1 класс)» реализуется в рамках коррекционно-развивающей
области,
являющейся
обязательной
частью
внеурочной
деятельности,
поддерживающей процесс освоения содержания АООП. В соответствии с Учебным
планом МБОУ Калининская школа на его изучение отводится:
1 класс – 82,5 часа. Коррекционно-развивающие занятия проводятся 2-3 раза в
неделю. Занятия проводятся индивидуально. Время проведения одного занятия 4045 минут.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема
«Игрушки»
«Человек»
«Одежда, обувь, головные уборы»
«Животные»
«Дом, мебель, посуда»
«Восприятие»
«Знакомство с формой»

Количество
часов
13
10
8
10
12
11
8

8.

«Знакомство с цветом»

12

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема «Игрушки». (13 часов)
Игра «Знакомство с игрушками», «Найди и покажи нужную игрушку»,
штриховка, раскрашивание игрушек, игра «Найди две одинаковые игрушки».
Тема «Человек». (10 часов)
Игра «Знакомство с собственным телом», игра «Знакомство с собственным
телом», «Обведи и раскрась», упражнение «Покажи», штриховка частей тела, игра
«Пластилиновые ладошки», игра «Что ты любишь», игра «Найди и покажи»,
упражнение «Дотронься до», упражнение «Лепим человечка», штриховка частей
тела, рисуем на воде.
Тема «Одежда, обувь, головные уборы». (8 часов)
Игра «Знакомство с одеждой»; «Шнуровка»; «Пуговицы»; штриховка,
раскрашивание одежды; заштрихуй правую, левую туфельку; игра «Найди и покажи»;
штриховка, раскрашивание одежды; рисуем одежду, игра «Найди две одинаковые
вещи»; игра «Одеваем куклу»; игра Собираем чемодан; рисуем одежду (развитие
тонкой моторики); штриховка, раскрашивание одежды.
Тема «Животные». (10 часов)
Игра «Знакомство с животными», игра «Кто так делает?», штриховка,
раскрашивание животных, рисуем животного, рисуем животного по трафарету,
лепим животного из пластилина, упражнение «Покажи», штриховка, раскрашивание
животных, игры с водой, игра «Лабиринт», игра «Кто потерялся», игра «Дорисуй».
Тема «Дом, мебель, посуда». (12 часов)
Знакомство с домом, рисуем дом по трафарету, штриховка и раскрашивание
дома, рисуем дом пластилином, знакомство с предметами мебели, игра «найди на
картинке», штриховка и раскрашивание мебели, знакомство с посудой, игра «Найди
на картинке», штриховка и раскрашивание посуды, лепим из пластилина, игра
«Дорисуй».
Тема «Восприятие». (11 часов)
Упражнение «Лепим под музыку», игры: «Путешествие в страну звуков,
штриховка и раскрашивание, игра «Волшебные пальчики» рисуем пальчиками, игра
«Собери фасоль», игра «Рисуем пластилином», штриховка и раскрашивание, игра
«Тактильное домино», игра «Предметный мир в картинках», игра «Назови цвет
правильно», игра «Сосчитай и назови», дидактическая игра «Лото».
Тема «Знакомство с формой». (8 часов)
Дидактическая игра «Рамки и вкладки», дидактическая игра «Разложи, что к
чему подходит», штриховка и раскрашивание геометрических фигур, игра «Лепим
геометрические фигуры из пластилина», дидактическая игра «Собери пирамидку»,

рисование Геометрических фигур пальчиковыми красками, дидактическая игра
«Подарок для куклы Маши», дидактическая игра «Красивые бусы для кукол»,
дидактическая игра «На что похоже?», рисуем на песке, дидактическая игра «Подарок
для куклы Маши», дидактическая игра «Разные пирамидки».
Тема « Знакомство с Цветом». (12 часов)
Знакомство с цветом, рисуем красным цветом, штриховка и раскрашивание
красным цветом, дидактическая игра «Посади грибочки», рисуем синим цветом,
штриховка и раскрашивание синим цветом, дидактическая игра «Разноцветные
грибочки», рисуем зеленым цветом, штриховка и раскрашивание зеленым цветом,
рисуем желтым цветом, штриховка и раскрашивание желтым цветом, дидактическая
игра «Помоги белочке собрать грибочки»
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей
требуется
- Пластилин;
- Цветная бумага, картон, клей;
- Краски, карандаши, фломастеры;
- Бланки с заданиями.
Технические средства обучения:
- Компьютер
- Интерактивная доска.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
№

Тема

Занятия
1-2
3
4

1

5
«Игрушки»
6
7
8

Формы и виды работы
Игра «Знакомство с игрушками»
Игра «Найди и покажи нужную игрушку»
Штриховка, раскрашивание игрушек
(развитие тонкой моторики)
Рисуем игрушки (развитие кратковременной
памяти)
Штриховка, раскрашивание игрушек
(развитие тонкой моторики)
Игра «Найди две одинаковые игрушки»
(развитие внимания)
Игра «Ругаемся игрушками» (преодоление
агрессии)

Дата

9
10-11
12
13
14
15
16
17-18
2

«Человек»

19
20
21
22
23
24
25

3

«Одеж
да»
«Обувь,
головные
уборы»

26
27
28
29
30
31
32
33

4

«Животны
е»

34
35
36

Игра «Приглашение в гости» (развитие
памяти)
Игра «Узнай на ощупь» (развитие восприятия,
тактильной памяти)
«Сравни игрушки» (развитие мышления)
Штриховка, раскрашивание игрушек
Игра «Знакомство с собственным телом»
(развитие восприятия, тактильнойпамяти)
«Обведи и раскрась» (развитие тонкой
моторики)
Упражнение «Покажи» (развитие памяти)
Штриховка частей тела (развитие тонкой
моторики)
Игра «Пластилиновые ладошки»
Игра «Что ты любишь» (развитие внимания
и интереса к себе)
Игра «Найди и покажи» (развитие
внимания)
Упражнение «Дотронься до» (развитие
внимания)
Упражнение «Лепим человечка» (развитие
тонкой моторики)
Штриховка частей тела (развитие тонкой
моторики)
Игра «Знакомство с одеждой»
«Шнуровка», «Пуговицы» (развитие
зрительной памяти и тонкой моторики)
Штриховка, раскрашивание одежды (развитие
тонкой моторики)
Заштрихуй правую, левую туфельку
(рукавичку)
Игра «Найди и покажи» (развитие внимания)
Рисуем одежду(развитие тонкой моторики)
Игра «Найди две одинаковые вещи» (развитие
внимания)
Игра Собираем чемодан (развитие зрительной
памяти
Игра «Знакомство с животными»
Игра «Кто так делает?» (развитие внимания)
Штриховка, раскрашивание животных
(развитие тонкоймоторики)
Рисуем животного (развитие тонкой моторики)
Рисуем животного по трафарету (развитие
тонкой моторики)

37

5

«Дом»
«Мебе
ль»
«Посуда»

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

6

«Восприят
ие»

59
60
61
62
63
64

7

«Знаком
ство с
формой»

65

Лепим животного из пластилина (развитие
тонкой моторики)
Упражнение «Покажи» (развитие памяти)
Игра «Лабиринт» (развитие внимания)
Игра «Кто потерялся» (развитие внимания)
Игра «Дорисуй»
Знакомство с домом
Рисуем дом по трафарету
Штриховка и раскрашивание дома
Рисуем дом пластилином
Знакомство с предметами мебели
Игра «найди на картинке»
Штриховка и раскрашивание мебели
Знакомство с посудой
Игра «Найди на картинке»
Штриховка и раскрашивание посуды
Лепим из пластилина
Игра «Дорисуй»
Упражнение «Лепим под музыку» (развитие
восприятия и тонкой моторики)
Игры: «Путешествие в страну звуков (развитие
памяти и внимания)
Игра «Волшебные пальчики» рисуем
пальчиками (развитие цветовосприятия и
мелкой моторики)
Игра «Собери фасоль»
Игра «Рисуем пластилином» (развитие
сенсорики и моторики)
Штриховка и раскрашивание
Игра «Тактильное домино» (Сенсорное
развитие)
Игра «Предметный мир в картинках»
(внимание и умение воспринимать картинку)
Игра «Назови цвет правильно» (умение
воспринимать предметнуюкартинку,
закреплять представление о цвете)
Дидактическая игра «Сосчитай и назови»
(развитие слухового восприятия)
Дидактическая игра «Лото» (умение
соотносить предмет и его изображение)
Дидактическая игра «Рамки и вкладки»
(Формироватьпредставления о геометрических
фигурах)

Использ
уется
набор
методич
еских
материал
ов
«Знакомств
о сформой»

66
67
68
69
70
71

72
73
74
75

8

«Знаком
ство с
цветом»
Использ
уется
набор
методич
еских
материал
ов
«Знакомств
о сцветом»

76
77
78
79
80
81
82
83
84

Дидактическая игра «Разложи, что к чему
подходит»
Штриховка и раскрашивание геометрических
фигур (внимание, развитие тонкой моторики)
Игра «Лепим геометрические фигуры из
пластилина» (развитие тонкоймоторики)
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
(Закрепление представления огеометрических
фигурах)
(Закрепление представления о геометрических
фигурах)
Дидактическая игра «На что похоже?»
(Закреплениепредставления о геометрических
фигурах)
Дидактическая игра «Разные пирамидки»
(Закрепление представления о
геометрических фигурах)
Знакомство с цветом. (Развитие восприятия
цвета)
Рисуем красным цветом. (Развитие восприятия
цвета)
Штриховка и раскрашивание красным цветом.
(Развитие восприятия цвета)
Дидактическая игра «Посади грибочки»
(Формирование представления о
цвете)
Рисуем синим цветом. (Развитие восприятия
цвета)
Штриховка и раскрашивание синим цветом.
(Развитие восприятия цвета)
Дидактическая игра «Разноцветные грибочки»
(Закрепление представленияо цвете)
Рисуем зеленым цветом. (Развитие восприятия
цвета)
Штриховка и раскрашивание зеленым цветом.
(Развитие восприятия цвета)
Рисуем желтым цветом. (Развитие восприятия
цвета)
Штриховка и раскрашивание желтым цветом.
(Развитие восприятия цвета)
Дидактическая игра «Помоги белочке
собрать грибочки» (Закрепление
представления о цвете)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.:
Просвещение, 1987. - 96 с.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей. - М.: Просвещение: Владос, 1995. -112 с.
3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб:
Издательство «Дрофа», 2014. – 391 с.
4. Мамайчук И И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.
С-Пб., 2006.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения. – М., 2003.
6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.
7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод.пособие дляучителей начальных классов
коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999 – 136с.
8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод.пособие дляучителей начальных классов
коррекционно-развивающего обучения. - М., 1999.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой
психического развития. – М., 2006 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н.
Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.
2. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями
интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов
(под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.
3. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие
восприятия у ребенка. – М., 2001
4. Дробинская О.А. Ребенок с задержкой психического развития: Понять,
чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.- Т.А.
Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999.
6. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития
Речь, 2007.
7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для
специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007.
8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов

коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 –
136с.
9. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс,
2006, с. 349.
10. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Шипицына Л.М. Издательство:
Речь, 2005, с. 477.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования
искаженного психического развития особых детей. Б.А. Архипов, Е.В. Максимова,
Н.Е. Семенова. Издательство: Диалог-МИФИ.
2. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте.
Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Издательство: Речь, 2009, с. 128.
3. Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды. Сост. С. Бейлезон. – М.:
Центр «Нарния», 2007. – 128 с.: ил.
4. Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.
5. Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. – 168 с. –
(Опыт работы Центра лечебной педагогики).
6. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост.
Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.
7. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.
Истратова О.Н. Издательство: Феникс, 2010, с. 349.
Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и
воспитателей. Анисимова Н.В. , Мирошниченко Н.В. , Граш Н.Е. , Дроздовская
К.В. Издательство: Феникс, 2010, с. 92.
8. Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми
потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. — 168 с.
9. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост.
Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Сорокина Н.А. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки.
Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2010, с. 256
2. Тищенко Т.Н. Учим говорить особенного ребенка / Т.Н. Тищенко. — М.:
Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с
3. Развивающие игры и упражнения для детей с особыми потребностями. А.
Кравцова, А. Кукуруза, Н. Михановская. Издание 3-е. Харьков, 2007, с.62.
4. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Пер. с англ. Н.Л.
Холмогоровой.– М.: Теревинф, 2004.– 240 с.– (Особый ребенок)

5. Сказки и игры с «особым» ребенком. Е.Л. Набойкина Издательство: Речь,
2006 ., с. 144.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».